1. Место дисциплины структуре ОП

Дисциплина относится к вариативной части.

Изучение данного курса дает возможность получить знания (системы понятий, закономерностей) о людях (детях) с нарушениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной или поведенческой сферах, которые ограничивают или затрудняют возможности социализации личности, ее интеграции в общество, а также трудоспособность и жизнедеятельность.

Будущие логопеды должны получить представления о социальном значении специальной педагогики, ее месте и функциях в человеческом обществе, об основных особенностях составляющих ее разделов (олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика), об основных категориях аномальных детей, о специфике их обучения и воспитания, об основных типах учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Основой для изучения данной дисциплины являются: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Обучение и воспитание детей с ОВЗ» и т.д.

Данная дисциплина используется для прохождения государственной итоговой аттестации

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

-  способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);

- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

• предмет и задачи дошкольной коррекционной педагогики, источники получения педагогической информации;

• основные специальные термины;

• основные понятия курса;

• закономерности и сущность процессов воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями;

• причины нарушений в развитии;

• основные понятия олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики и лечебной педагогики;

• основные психофизические особенности детей с нарушениями в развитии;

• основные направления социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;

• основные методы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии;

• основы логопедической работы с детьми с нарушениями в развитии;

• наиболее известные синдромы в развитии человека;

• принципы коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

 уметь:

• понимать сущность причин нарушений в развитии человека;

• ориентироваться в современной научно-методической и публицистической литературе по специальной педагогике и коррекционной психологии;

• проводить коррекционно-развивающие упражнения с разной возрастной аудиторией;

• общаться и выстраивать отношения с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии;

• анализировать причины возникновения отклонения в развитии личности;

• определять основные группы нарушений в развитии по ведущим признакам и особенностям людей;

• пользоваться основными коррекционно-развивающими технологиями;

• организовать коррекционно-развивающую и воспитательную работу с детьми с нарушениями в развитии;

• проявить педагогическую культуру и педагогический такт при общении с людьми с ограниченными возможностями.

владеть:

·   методами обучения и воспитания дошкольников с нарушениями развития;

·   современными коррекционно-воспитательными технологиями и техниками;

·    методами психолого-педагогического изучения детей в целях научно-обоснованного индивидуального подхода.

 

3. Содержание дисциплины

Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи. Виды физических, психических, умственных нарушений у детей. Их проявления и распространенность. Технология специального образования. Организация специальной работы в ДОУ. Воспитание детей
с ограниченными возможностями. Коррекционно-педагогическая работа при различных нарушениях

4. Тематический план

Разделы и темы

Всего часов

Формы занятий

лекции

практические

сам. работа

1.

Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи. Виды физических, психических, умственных нарушений у детей. Их проявления и распространенность.

20

2

4

14

2.

Технология специального образования

20

2

4

14

 

3.

Организация специальной работы в ДОУ

20

2

4

14

4.

Воспитание детей
с ограниченными возможностями

20

2

4

14

5.

Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях интеллекта

20

4

2

14

6.

Коррекционно-педагогическая работа при  ЗПР

20

4

2

14

7.

Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях речевого развития

20

4

2

14

8.

Коррекционно-педагогическая работа при   расстройствах

эмоционально-волевой сферы

 

 

27

4

2

21

 

Итого

167

24

24

119

           





































Оценочные средства

 

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков

Виды учебной деятельности

 

 

Формы оценивания

 

 

Критерии оценивания

 

 

        Распределение баллов

По видам работ

Максимальное количество

Лекция

 

Письменные материалы (конспект)

 

наличие конспекта в полном объеме каждой прослушанной лекции

1 балл

9 баллов

Практические

занятия

Устный опрос

(индивидуальный и коллективный в ходе дискуссии)

наличие материалов подготовки к каждому семинару

1 балл

18 баллов

развернутый ответ на один из вопросов к занятиям

5 баллов

участие в обсуждении темы каждого семинара

1 балл

подготовка тематической презентации к одному из семинаров

5 баллов

подготовка сообщения с дополнительной информацией по теме одного из семинаров

5 баллов

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

18 баллов

 

 

 

 

 

выполнение содержательно части работы

 

 

1 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение сформулировать собственную точку зрения по вопросу

1-5 баллов

логичное изложение материала, культура речи

1-5 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачёт выставляется студенту на основании проделанной в течение семестра работы по результатам рейтинга. Студент должен посетить не менее 80% занятий и набрать не менее 60 баллов  по видам работы.

Студент должен:

 - участвоввать в дискуссиях на практических занятиях;

- выполненять учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров и практических занятий;

- составлять письменные отчеты по отдельным заданиям, выполняемым на практических    занятиях;

-составлять   картотеки   прочитанной   научной   и   научно-методической   литературы;

- аннотировать научную и практическую литературу;

- составлять презентации по изученному материалу.

 

Критерии оценки доклада (сообщения):

Оценка     5 (отлично)

Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.

Оценка    4 (хорошо)

Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов недостаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.

Оценка   3 (удовлетворительно)

Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно.

Оценка   2 (неудовлетворительно)

Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный

 

Критерии оценки ответа:

Оценка  5 (отлично)

Ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести примеры. Ответ студента логически выстроен, его содержание в полной мере раскрывает вопросы.

Оценка 4 (хорошо)

Ответ студента правильный, но неполный. Не приведены примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. Ответ не имеет логического построения, содержание в опросов в целом раскрыто тему.

Оценка  3 (удовлетворительно)

Ответ правилен в основных моментах, нет примеров, нет собственного мнениия студента, есть ошибки в деталях или эти детали отсутствуют. Ответ не имеет четкой логической последовательности, содержание не в полной мере раскрывает вопросы.

Оценка  2 (неудовлетворительно)

При ответе в основных аспектах вопросов допущены существенные ошибки, студент затрудняется ответить на вопросы или основные, наиболее важные их элементы.

 

Вопросы к экзамену

 

 

 

1.      Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

2.      Цели и задачи специальной дошкольной педагогики.

3.      Место специальной дошкольной педагогики в системе наук.

4.      Этапы развития специальной дошкольной педагогики.

5.      Принципы специального образования.

6.      Методы и приёмы специального образования.

7.      Формы организации обучения.

8.      Средства специального образования.

9.      Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами.

10.  Система специальных учреждений для детей.

11.  Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного  развития.

12.  Цели и задачи специальной работы.

13.  Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях.

14.  Ранняя диагностика отклонений в развитии.

15.  Задачи физического воспитания.

16.  Физическое воспитание в раннем возрасте.

17.  Физическое воспитание в дошкольном возрасте.

18.  Задачи умственного воспитания.

19.  Средства умственного воспитания.

20.  Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями.

21.  Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями.

22.  Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями.

23.  Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.

24.  Особенности и формирование манипулятивной деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.

25.  Особенности и формирование предметной деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.

26.  Особенности и формирование игровой деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.

27.  Особенности продуктивных видов деятельности при нарушенном развитии.

28.  Особенности общения нормальных дошкольников и дошкольников, отклоняющихся в развитии.

29.  Формирования общения у дошкольников в норме и при патологии развития.

30.  Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития.

31.  Классификация ЗПР

32.  Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

33.  Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.

34.  Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

35.  Лингво-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями: фонетико-фонематической стороны речи; лексико-грамматической стороны речи; просодической стороны речи (голос, заикание).

36.  Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.

37.  Программы, специальные методики и технологии коррекционно-логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста  и с разными нарушениями речи.

38.  Организация логопедической помощи детям в условиях общеобразовательных (массовых) дошкольных учреждений.

39.  Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития.

40.  Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

41.  Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы в образовательном пространстве.

42.  Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в раннем дошкольном возрасте.

43.  Особенности психического и социального развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта, специфические нарушения восприятия, речи, мышления, поведения. Страхи в структуре нарушений при РДА.

 

8.    Перечень основной и дополнительной учебной литературы

Список основной литературы

1. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2002.

2.  Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М, 1993.

3. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. — М., 1992.

4.Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост.
Н. Д. Шматко. — М., 1997.

5. Специальная педагогика / Под. ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

6. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004.

Список дополнительной литературы

1.   Детский аутизм: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост.Л.М.Шиницына.-СПб.: Дидактика Плюс,2001.- С.361-365.

2.   Мастюкова Е.М.Лечебная педагогика. – М., 2005.

3.   Назарова Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. проф. образования. – М., 2011.

4.   Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М., 2001.

5.   Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 2004.

6.   Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире, Европа: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2009.

7.   Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2003.С.230-238

8.   Ранняя диагностика и коррекция. – В 2 т. / Под ред. Удо Б. Брака. – М., 2007.

9.   Специальная дошкольная педагогика и психология / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 2001.

 

9. Перечень   ресурсов  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

5. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

6. http://www.prosv.ru –сайт издательства «Просвещение»

-знакомство с учебно-методическими комплектами издательства; информация о проведении семинаров, конференций, круглых столов.

7.http://www.vestnik.edu.ru–электронный вариант журнала «Вестник образования», посвященного проблемам современного российского и зарубежного образования

8.http://elibrary.ru–журнал «Специальное образование»

 

10.        Методические указания для обучающихся по освоению содержания дисциплины

1.   Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика.  Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.

2.   Каше Г.А, Филичева Т.Б. Дидактический материал  по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. -  М., 1981.

3.   Никуленко, Т.Г., Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов /Т.Г.Никуленко, А.П.Бандурин. – М.: ИКЦ Март, 2008.

Дидактические материалы

·      Образцы контрольно-измерительных материалов

·      Схема исследования детей дошкольного возраста (электронный вариант)

·      Программа диагностики психологического развития детей дошкольного возраста (электронный вариант)

·      Схема исследования психологической готовности к школьному обучению (электронный вариант)

·      Программа диагностики психологической готовности детей к школе (электронный вариант)

·      Психолого-педагогическая карта (электронный вариант)

·      Психокоррекционная программа формирования психологической готовности детей к школе (электронный вариант)

 

11.   Перечень информационных технологий

№ п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материала

1.

 Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики.

rsr-online.ru/doc/norm/279.doc

Мультимедийные средства

2.

Дошкольная ступень образования в системе российского образования.

diplomashop.ru/katalog/90/457/0000188.html

 

Мультимедийные средства

3.

 Образовательный процесс в ДОУ. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ.

didaktica.ru/chastnye-vozrastnye-didaktiki/177-obuchenie-detej-do...

Мультимедийные средства

4.

Умственное воспитание дошкольников.

easyschool.ru/sosh/OBRAZOVANIE_EGO_VIDY_I_FUNKCII.doc

 

Мультимедийные средства

5.

  Сенсорное воспитание дошкольников.

didaktica.ru/chastnye-vozrastnye-didaktiki/177-obuchenie-detej-do...

Мультимедийные средства

6.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ.

teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2

Мультимедийные средства

7.

   Физическое воспитание дошкольников.

teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2

Мультимедийные средства

8.

  Трудовое воспитание дошкольников.

teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2

Мультимедийные средства

9.

  Эстетическое воспитание дошкольников.

teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2

Мультимедийные средства

10

 Нравственное воспитание дошкольников.

teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2

Мультимедийные средства

 

 

12.  Материально-техническая база

Наличие аудиторного фонда, телевизора, видеомагнитофона, DVD-плеера, компьютера, принтера, сканнера, видеопроектора.