Контакты:
-
ЕК
Елена Анатольевна КолодовскаяУчитель
1. Место дисциплины структуре ОП
Дисциплина относится к вариативной части.
Изучение данного курса дает возможность получить знания (системы понятий, закономерностей) о людях (детях) с нарушениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной или поведенческой сферах, которые ограничивают или затрудняют возможности социализации личности, ее интеграции в общество, а также трудоспособность и жизнедеятельность.
Будущие логопеды должны получить представления о социальном значении специальной педагогики, ее месте и функциях в человеческом обществе, об основных особенностях составляющих ее разделов (олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика), об основных категориях аномальных детей, о специфике их обучения и воспитания, об основных типах учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Основой для изучения данной дисциплины являются: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Обучение и воспитание детей с ОВЗ» и т.д.
Данная дисциплина используется для прохождения государственной итоговой аттестации
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью к планированию и осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с речевыми нарушениями (ДПК-1);
- способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
• предмет и задачи дошкольной коррекционной педагогики, источники получения педагогической информации;
• основные специальные термины;
• основные понятия курса;
• закономерности и сущность процессов воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями;
• причины нарушений в развитии;
• основные понятия олигофренопедагогики, сурдопедагогики, тифлопедагогики и лечебной педагогики;
• основные психофизические особенности детей с нарушениями в развитии;
• основные направления социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
• основные методы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии;
• основы логопедической работы с детьми с нарушениями в развитии;
• наиболее известные синдромы в развитии человека;
• принципы коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
уметь:
• понимать сущность причин нарушений в развитии человека;
• ориентироваться в современной научно-методической и публицистической литературе по специальной педагогике и коррекционной психологии;
• проводить коррекционно-развивающие упражнения с разной возрастной аудиторией;
• общаться и выстраивать отношения с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии;
• анализировать причины возникновения отклонения в развитии личности;
• определять основные группы нарушений в развитии по ведущим признакам и особенностям людей;
• пользоваться основными коррекционно-развивающими технологиями;
• организовать коррекционно-развивающую и воспитательную работу с детьми с нарушениями в развитии;
• проявить педагогическую культуру и педагогический такт при общении с людьми с ограниченными возможностями.
владеть:
· методами обучения и воспитания дошкольников с нарушениями развития;
· современными коррекционно-воспитательными технологиями и техниками;
· методами психолого-педагогического изучения детей в целях научно-обоснованного индивидуального подхода.
3. Содержание дисциплины
Специальная
дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели
и задачи. Виды физических, психических, умственных нарушений у детей. Их проявления
и распространенность. Технология
специального образования. Организация специальной работы в ДОУ. Воспитание детей
с ограниченными возможностями. Коррекционно-педагогическая работа при различных
нарушениях
4. Тематический план
№ |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий |
||
лекции |
практические |
сам. работа |
|||
1. |
Специальная дошкольная педагогика как наука о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи. Виды физических, психических, умственных нарушений у детей. Их проявления и распространенность. |
20 |
2 |
4 |
14 |
2. |
Технология специального образования |
20 |
2 |
4 |
14
|
3. |
Организация специальной работы в ДОУ |
20 |
2 |
4 |
14 |
4. |
Воспитание
детей |
20 |
2 |
4 |
14 |
5. |
Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях интеллекта |
20 |
4 |
2 |
14 |
6. |
Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР |
20 |
4 |
2 |
14 |
7. |
Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях речевого развития |
20 |
4 |
2 |
14 |
8. |
Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах эмоционально-волевой сферы
|
27 |
4 |
2 |
21 |
|
Итого |
167 |
24 |
24 |
119 |
Оценочные средства
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зачёт выставляется студенту на основании проделанной в течение семестра работы по результатам рейтинга. Студент должен посетить не менее 80% занятий и набрать не менее 60 баллов по видам работы. Студент должен: - участвоввать в дискуссиях на практических занятиях; - выполненять учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров и практических занятий; - составлять письменные отчеты по отдельным заданиям, выполняемым на практических занятиях; -составлять картотеки прочитанной научной и научно-методической литературы; - аннотировать научную и практическую литературу; - составлять презентации по изученному материалу.
Критерии оценки доклада (сообщения): Оценка 5 (отлично) Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий (докладчик) демонстрирует глубину владения представленным материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях. Оценка 4 (хорошо) Выступление (доклад) отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов недостаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы. Оценка 3 (удовлетворительно) Выступающий (докладчик) передает содержание проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступление воспринимается аудиторией сложно. Оценка 2 (неудовлетворительно) Выступление (доклад) краткий, неглубокий, поверхностный
Критерии оценки ответа: Оценка 5 (отлично) Ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести примеры. Ответ студента логически выстроен, его содержание в полной мере раскрывает вопросы. Оценка 4 (хорошо) Ответ студента правильный, но неполный. Не приведены примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено. Ответ не имеет логического построения, содержание в опросов в целом раскрыто тему. Оценка 3 (удовлетворительно) Ответ правилен в основных моментах, нет примеров, нет собственного мнениия студента, есть ошибки в деталях или эти детали отсутствуют. Ответ не имеет четкой логической последовательности, содержание не в полной мере раскрывает вопросы. Оценка 2 (неудовлетворительно) При ответе в основных аспектах вопросов допущены существенные ошибки, студент затрудняется ответить на вопросы или основные, наиболее важные их элементы.
Вопросы к экзамену |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Специальная дошкольная педагогика как наука об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики.
3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук.
4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики.
5. Принципы специального образования.
6. Методы и приёмы специального образования.
7. Формы организации обучения.
8. Средства специального образования.
9. Роль раннего и дошкольного возраста в развитии детей с проблемами.
10. Система специальных учреждений для детей.
11. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития.
12. Цели и задачи специальной работы.
13. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях.
14. Ранняя диагностика отклонений в развитии.
15. Задачи физического воспитания.
16. Физическое воспитание в раннем возрасте.
17. Физическое воспитание в дошкольном возрасте.
18. Задачи умственного воспитания.
19. Средства умственного воспитания.
20. Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями.
21. Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями.
22. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями.
23. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа.
24. Особенности и формирование манипулятивной деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.
25. Особенности и формирование предметной деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.
26. Особенности и формирование игровой деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся от нормального развития дошкольников.
27. Особенности продуктивных видов деятельности при нарушенном развитии.
28. Особенности общения нормальных дошкольников и дошкольников, отклоняющихся в развитии.
29. Формирования общения у дошкольников в норме и при патологии развития.
30. Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития.
31. Классификация ЗПР
32. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
33. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.
34. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
35. Лингво-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями: фонетико-фонематической стороны речи; лексико-грамматической стороны речи; просодической стороны речи (голос, заикание).
36. Организация коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи.
37. Программы, специальные методики и технологии коррекционно-логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста и с разными нарушениями речи.
38. Организация логопедической помощи детям в условиях общеобразовательных (массовых) дошкольных учреждений.
39. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития.
40. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.
41. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы в образовательном пространстве.
42. Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА в раннем дошкольном возрасте.
43. Особенности психического и социального развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта, специфические нарушения восприятия, речи, мышления, поведения. Страхи в структуре нарушений при РДА.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
Список основной литературы
1. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2002.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. — М, 1993.
3. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. — М., 1992.
4.Дети
с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей
массовых и специальных учреждений и родителей / Сост.
Н. Д. Шматко. — М., 1997.
5. Специальная педагогика / Под. ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.
6. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004.
Список дополнительной литературы
1. Детский аутизм: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост.Л.М.Шиницына.-СПб.: Дидактика Плюс,2001.- С.361-365.
2. Мастюкова Е.М.Лечебная педагогика. – М., 2005.
3. Назарова Н. М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. проф. образования. – М., 2011.
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М., 2001.
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 2004.
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире, Европа: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2009.
7. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2003.С.230-238
8. Ранняя диагностика и коррекция. – В 2 т. / Под ред. Удо Б. Брака. – М., 2007.
9. Специальная дошкольная педагогика и психология / под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Владос, 2001.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
5. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
6. http://www.prosv.ru –сайт издательства «Просвещение»
-знакомство с учебно-методическими комплектами издательства; информация о проведении семинаров, конференций, круглых столов.
7.http://www.vestnik.edu.ru–электронный вариант журнала «Вестник образования», посвященного проблемам современного российского и зарубежного образования
8.http://elibrary.ru–журнал «Специальное образование»
10. Методические указания для обучающихся по освоению содержания дисциплины
1. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика. Учебное пособие.- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
2. Каше Г.А, Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. - М., 1981.
3. Никуленко, Т.Г., Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов /Т.Г.Никуленко, А.П.Бандурин. – М.: ИКЦ Март, 2008.
Дидактические материалы
· Образцы контрольно-измерительных материалов
· Схема исследования детей дошкольного возраста (электронный вариант)
· Программа диагностики психологического развития детей дошкольного возраста (электронный вариант)
· Схема исследования психологической готовности к школьному обучению (электронный вариант)
· Программа диагностики психологической готовности детей к школе (электронный вариант)
· Психолого-педагогическая карта (электронный вариант)
· Психокоррекционная программа формирования психологической готовности детей к школе (электронный вариант)
11. Перечень информационных технологий
№ п/п |
Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля) |
Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения |
Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материала |
1. |
Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики. |
rsr-online.ru/doc/norm/279.doc |
Мультимедийные средства |
2. |
Дошкольная ступень образования в системе российского образования. |
diplomashop.ru/katalog/90/457/0000188.html
|
Мультимедийные средства |
3. |
Образовательный процесс в ДОУ. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ. |
didaktica.ru/chastnye-vozrastnye-didaktiki/177-obuchenie-detej-do... |
Мультимедийные средства |
4. |
Умственное воспитание дошкольников. |
easyschool.ru/sosh/OBRAZOVANIE_EGO_VIDY_I_FUNKCII.doc
|
Мультимедийные средства |
5. |
Сенсорное воспитание дошкольников. |
didaktica.ru/chastnye-vozrastnye-didaktiki/177-obuchenie-detej-do... |
Мультимедийные средства |
6. |
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ. |
teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2 |
Мультимедийные средства |
7. |
Физическое воспитание дошкольников. |
teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2 |
Мультимедийные средства |
8. |
Трудовое воспитание дошкольников. |
teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2 |
Мультимедийные средства |
9. |
Эстетическое воспитание дошкольников. |
teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2 |
Мультимедийные средства |
10 |
Нравственное воспитание дошкольников. |
teoria-practica.ru/index.php/3-2010/226-psihologia/532-2 |
Мультимедийные средства |
12. Материально-техническая база
Наличие аудиторного фонда, телевизора, видеомагнитофона, DVD-плеера, компьютера, принтера, сканнера, видеопроектора.