1.      Место дисциплины  в структуре ОП

Дисциплина относится к базовой части. В соответствие с ФГОС ВО в содержании дисциплины «Обучение и воспитание детей с ОВЗ» отражены научные основы процесса образования детей с нарушениями развития, особые образовательные потребности,  содержание, особенность и сущность специального образования, раскрывается дидактическая система специального образования, педагогические системы обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития, нормативно-правовая база специального образования.

Усвоение общих идей и понятий дисциплины позволяет будущему бакалавру легче усваивать  и генерировать знания из других областей, обучится умению анализировать неоднозначные диагностические ситуации, проверять разнообразные предположения при решении методических задач.

Для изучения дисциплины по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Специальная педагогика», «Специальная психология».

Знания, умения навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины являются необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида»,  прохождения производственных практик, государственной итоговой аттестации.

 

2.Планируемые результаты обучения по дисциплине, соонесенные с планируемыми результатами освоения ОП.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.

1.Готовность сознавать социальную значимость своей пофессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1)

2.Способность осуществлять образовательно – коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК – 3)

3. Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4)

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основные понятия, термины специальной педагогики;

содержание нормативно-правовой базы специального образования;

научную основу процесса обучения детей с проблемами развития в специальных образовательных учреждениях;

методы, принципы, средства и формы обучения и воспитания в специальных образовательных учреждениях;

роль комплексного психолого-педагогического сопровождения с целью эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство;

общие вопросы методического сопровождения коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ.

уметь:

анализировать научную, методическую литературу по вопросам организации специального обучения;

составлять учебные, индивидуальные, календарно-тематические, перспективные планы работы;

выбирать и реализовывать коррекционно-образовательные программы, осуществлять их методическое оснащение;

применять полученные знания при изучении дисциплин предметной подготовки и при овладении практическими умениями в сфере приобретаемой специальности;

пользоваться основными терминами и понятиями специальной педагогики и психологии.

владеть:

навыками выбора форм и методов коррекционно-образовательной работы с учетом психологических особенностей детей разными вариантами дизонтогенеза;

приемами и способами поиска, изучения и анализа специальной литературы, документов и материалов, имеющих отношение к данной дисциплине;

приемами пользования электронными информационными системами для поиска необходимой профессиональной информации в области специального образования;

приемами и способами структурирования, устного и письменного изложения учебной информации в области специальной психологии.

 

3. Содержание дисциплины

Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям с  отклонениями в развитии.

 Понятие  о  норме  и  отклонениях в развитии.

Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии в интерактивной форме.

Социально-педагогический функционал специальной (коррекционной) педагогики.

Определение понятия «специальные образовательные условия» (СОУ).

Особенности создания и реализации СОУ в общеобразовательных учреждениях общего типа.

Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения.

Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении.

 Дидактические концепции. 

Специфические особенности обучения и воспитания детей с  проблемами развития.

Организация и содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Задачи и содержание коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями  речи.

Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.

Организационно-методическое обеспечение  образовательного процесса в специальных учреждениях. Учебные планы и  программы.

 

 

 

 

4. Тематический план

Разделы и темы

Всего

Лек-ции

Прак-тич

Сам.

работа

1

Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям.

Система государственной социальной помощи детям и взрослым с проблемами в развитии.

 

1

2

 

2

Определение понятия «специальные образовательные условия» (СОУ).

 

1

2

 

3

Особенности создания и реализации СОУ в общеобразовательных учреждениях общего типа.

 

1

2

 

4

Ребенок с ОВЗ как объект и субъект воспитания и обучения.

 

1

2

 

5

Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении.

 

1

1

 

6

Дидактические концепции в коррекционной педагогике.

 

1

1

 

7

Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития.

 

1

1

 

8

Организация и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ.

 

1

1

 

9

Организация отбора детей с ОВЗ в специальные коррекционные учреждения.

 

1

1

 

10

Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в ОУ.

 

1

1

 

 

 

ИТОГО:

 

10

14

111

Оценочные средства

Вопросы к экзамену

1.      Специальная (коррекционная) педагогика  как наука и сфера общественной  практики. Предмет, объект и задачи специальной педагогики.                        

2.       Определение понятия «Лица с ограниченными возможностями здоровья (развития)».  Психолого-педагогическая характеристика данной категории детей.

3.      Определение понятий: «Лица с особыми образовательными потребностями», «специальные образовательные условия».

4.      Основные виды нарушений развития у детей. (Классификация, психолого-педагогическая характеристика различных видов дизонтогенеза).

5.      Основные закономерности нарушенного («отклоняющегося») развития; их учет в практике коррекционного обучения и воспитания.

6.       Понятие о сложной структуре нарушений развития. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта развития.

7.      Основные категории (группы) детей с отклонениями в развитии.

8.       Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

9.      Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с отклонениями в развитии школьного возраста.

10.   Коррекционные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья системы здравоохранения и социальной помощи населению.

11.  Организация коррекционно-педагогической работы в этих учреждениях.

12.   Основные принципы специальной (коррекционной) педагогики.

13.   Система коррекционного обучения и воспитания детей в нашей стране.

14.   Основные формы организации коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии.  

15.   Виды и структура уроков.

16.  Специфические особенности организации и содержания коррекционного обучения и воспитания.

17.   Задачи и организация работы службы практической психологии в образовательных учреждениях.

18.   Понятие о реабилитации детей с нарушениями развития.

19.   Понятие о компенсации и коррекции нарушенных функций.

20.   Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

21.  Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

22.  Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в коррекционных образовательных учреждениях.

23.  Организация обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями в массовой общеобразовательной школе

24.   Основные группы детей с нарушениями интеллекта и их психолого-педагогическая характеристика.

25.   Определение понятия «задержка психического развития». Отграничение ЗПР от других нарушений познавательного и психического развития.

26.   Организация обучения и воспитания детей с ЗПР в коррекционных образовательных учреждениях и в массовой общеобразовательной школе.

27.   Содержание программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком  с задержкой психического развития в образовательном учреждении общего типа.

28.   Контингент детей с нарушениями речи среди учащихся коррекционной и массовой общеобразовательной школы.

29.   Основные организационные мероприятия в отношении детей с нарушениями речи в образовательных учреждениях специального и общего назначения.

30.   Организация логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющим нарушения устной и письменной речи.

31.  Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности коррекционного обучения и воспитания.

32.   Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков.

33.   Организация лечебной и психолого-педагогической помощи детям с эмоционально-волевыми расстройствами, обучающимся в массовой школе.

34.   Организация коррекционной педагогической работы с учащимися, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами.

35.   Организация обучения и воспитания детей со «сложным дефектом» (комплексные нарушения развития).

36.   Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

37.   Педагогическая характеристика ребенка, имеющего отклонения в развитии;  ее основное содержание, использование в педагогической практике.

38.   Задачи и организация работы  психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

39.   Организационные мероприятия в отношении детей с отклонениями в развитии, поступающих в образовательные учреждения специального и общего типа.

40.  Задачи и организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в образовательных учреждениях.

 

Требования к презентациям

Подготовка презентация в MicrosoftPowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·         Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·         Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·         Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на

собственные разработки и рекомендации преподавателя.

2. Распределите материал по слайдам.

3. Отредактируйте и оформите слайды.

4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.

5. Распечатайте презентацию.

6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.

7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:

·         помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;

·         не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация PowerPoint –простая презентация;

·         не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;

·         дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;

·         делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;

·         предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;

·         обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после

·         предварительного просмотра (репетиции).

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

а)  Основная литература

1.Астапов В.М.  Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. – 2 изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2012. – 232 с.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. / Под ред. И.М.Бгажноковой. – М.:ГИЦ ВЛАДОС, 2012. – 239 с.

3.Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: В.Секачев НИИ Школьные технологии, 2012. – 192 с.

4.Дефектологический словарь. В 2-х томах /Под ред.В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: МПСИ, 2014.

5.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высшихучеб.заведений. / Под ред. Л.С.Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. -  М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

6.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. – 2 изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2012. – 376 с.

7.Специальная педагогика /Под общ.ред. Н.М. Назаровой. – М., 2011. – Ч. I, II.

8.Специальная психология / Под общ.ред. В.И. Лубовского. – М., 2010.

б)    Дополнительная литература

1.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Изд.-е 2-е. - М., 2014.

2.Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям). – М.: В.Секачев, 2010. – 46 с.

3.Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Учебное пособие для пед. и гуманит. вузов. -  М.: Коррекционная педагогика, 2013.

4.Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. Учебное пособие. МО. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2011. – 359 с.

5.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2011.

6.Дефектологический словарь:  в 2 т./ Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Изд-во МПСИ Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. – Т. 2. – 736 с.

7.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. - М.:В.Секачев, 2014. – 128 с.

8.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. :Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. М.; Владос, 2015.

9.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2008.

10.  Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2014.

11.  Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Уч.пос. – 2 изд., испр. – М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2008. – 64 с.

12.  В.М. Мозговой, Е.А. Стребелева и др. Основы олигофренопедагогики  /Под ред. В.М. Мозгового. - М., 2013.

13.  Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Учебное пособие для ССУЗов, М., Владос, 2010.

14.  Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов:  Учебное пособие для вузов, Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

15.  Провоторова Н.А. Межпредметные связи: формирование познавательной активности школьников. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 272 с.

16.  Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. / Под ред. Д.А.Фарбер, М.М.Безруких. – М.:МПСИ; В.: МОДЭК, 2011. – 432 с.

17.  Туджанова К.И. Дидактика коррекционных учреждений 1 и 11 вида: Теоретический курс: Учебное пособие для вузов. М.: Прометей МПГУ, 2014.

18.  Туджанова К.И. Задания для самостоятельной работы студентов (Дидактика коррекционных учреждений 1 и 11 вида):Учебное пособие для вузов. М.: Прометей МПГУ, 2014.

19.  Шаповалова О.Е.  Психолого-педагогическая поддержка эмоционального  развития умственно отсталых школьников. Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно-педагогических специальностей. – М.: В.Секачев, 2013. – 128 с.

20.  Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2013.

21.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы  логопедической работы с детьми. - М., 2011.

22.  Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи.  - М., 2010.

 

9.Перечень ресурсов информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»

●  eqworld.ipmnet.ru – Раздел «Специальное обучение и воспитание». Приведены интересные статьи, даны ссылки на дефектологические сайты, программы, электронные библиотеки и др. Можно скачать большое количество книг (формат pdf и djvu), в т.ч. труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам специальной педагогики и психологии.

dvoika.net - Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия  и др.

·   Logoped.ru- Учебные пособия и дидактические материалы для студентов и логопедов-практиков: Логопедия. Специальная педагогика. Логопедические и специально-педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития.и др.

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Образование без границ: информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию (URL: http://www.edu-open.ru).

2.Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

 

 

11. Перечень информационных технологий

При изучении студентами дисциплины  используются следующие технологии:

- технологии проблемного обучения (проблемные лекции, проводимые в форме диалога, решение учебно-профессиональных задач на семинарских и практических занятиях;

- игровые технологии (проведение тренингов, деловых игр, «интеллектуальных разминок», «мозговых штурмов», реконструкций  функционального взаимодействия личностей в рамках семинарских занятий);

- интерактивные технологии (проведение лекций диалогов, коллективное обсуждение различных подходов к решению той или иной учебно-профессиональной задачи);

- информационно-коммуникативные образовательные технологии  (моделирование изучаемых явлений, презентация  учебных материалов) и элементы технологий проектного обучения.

Для выполнения моделирования необходимы пакет прикладных программ MicrosoftOfficePoint и программы по отдельным темам дисциплины (Альт-Инвест для расчета показателей оценки инвестиционного проекта) При проведении таких занятий заказываются компьютерные классы.

 

12.  Материально – техническая база

  1. Кабинет – аудитория, оборудованный мультимедийным оборудованием для презентаций и имеющий выход в Интернет.
  2. Аудитория, оборудованная интерактивной доской.
  3. Компьютерный кабинет с выходом в Интернет.
  4. Библиотека, имеющая рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и выходом в Интернет.