Контакты:

                          Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина Б1.О.16.05 «Логопатопсихология» относится к обязательной части первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные  в ходе изучения дисциплин Б1.О.16.01 Общая психология, Б1.О.16.02 Психология развития, Б1.О.16.03 Специальная психология.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Б1.В.01 Логопедические технологии, Б1.В.02 Логопедические практикумы, Б1.В.09 Технологии инклюзивного образования, Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Данный курс представляет собой систему интегративного знания о различном характере дисфункций центральных и периферических механизмов речевой функциональной системы, дифференциальных признаках патологического развития на уровне отдельных психических процессов и функций, целостной характеристике личности как социально- психологического феномена. Методологически в программе реализуется принцип системного анализа психической деятельности в целом и речевых нарушений в частности, сформулированный А.Р. Лурия и Р.Е. Левиной, и позволяющий представить не только феноменологию нарушения, но и вскрыть ее биоcоциальную природу.

 

    Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ОПК-6  Способен использовать психолого-педагогические технологии  в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

 

Знать:

- закономерности развития личности, периодизацию и кризисы развития ребенка в онтогенезе и при нарушениях речи;

- возрастные, типологические, гендерные особенности развития обучающихся с нарушением речи;

- методы изучения психического развития обучающихся;

- психолого-педагогические подходы, обеспечивающие индивидуализацию обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи;

- методы и технологии осуществления коррекционно- развивающего процесса;

- требования к разработке и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

Уметь:

- использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, гендерных особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы;

- применять образовательные технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся;

- применять методы                             и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса;

- использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса;

- составлять (совместно с психологом и

 другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

Владеть:

- методами планирования и проведения индивидуальных мероприятий в рамках образовательного и коррекционно-развивающего                     процесса с учетом особенностей                     развития                           и

особых        образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи;

- методами совместной разработки (с другими специалистами) и реализации (с участием родителей или законных представителей) индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с нарушением речи;

- навыками использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания

обучающихся с нарушением речи.

 

 

 Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.

 

3.Содержание дисциплины

      Теоретические основы логопсихологии. Концептуальные основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.  Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Гностические нарушения: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз. Особенности мнестической деятельности детей с нарушениями речи. Особенности внимания детей с речевыми нарушениями. Нарушения мыслительных операций у лиц с речевой патологией. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях речи. Личностные особенности детей с нарушениями речи. Характеристика общения при различных формах речевых нарушений. Обследование лиц с речевыми нарушениями. Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с речевой патологией. Психокоррекционная работа с такими семьями. Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и общения у детей-логопатов.