Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.16.05 «Логопатопсихология» относится к обязательной части первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.16.01 Общая психология, Б1.О.16.02 Психология развития, Б1.О.16.03 Специальная психология.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Б1.В.01 Логопедические технологии, Б1.В.02 Логопедические практикумы, Б1.В.09 Технологии инклюзивного образования, Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Данный курс представляет собой систему интегративного знания о различном характере дисфункций центральных и периферических механизмов речевой функциональной системы, дифференциальных признаках патологического развития на уровне отдельных психических процессов и функций, целостной характеристике личности как социально- психологического феномена. Методологически в программе реализуется принцип системного анализа психической деятельности в целом и речевых нарушений в частности, сформулированный А.Р. Лурия и Р.Е. Левиной, и позволяющий представить не только феноменологию нарушения, но и вскрыть ее биоcоциальную природу.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.
|
Знать: - закономерности развития личности, периодизацию и кризисы развития ребенка в онтогенезе и при нарушениях речи; - возрастные, типологические, гендерные особенности развития обучающихся с нарушением речи; - методы изучения психического развития обучающихся; - психолого-педагогические подходы, обеспечивающие индивидуализацию обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - методы и технологии осуществления коррекционно- развивающего процесса; - требования к разработке и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, гендерных особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; - применять образовательные технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - применять методы и технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса; - составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. Владеть: - методами планирования и проведения индивидуальных мероприятий в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - методами совместной разработки (с другими специалистами) и реализации (с участием родителей или законных представителей) индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с нарушением речи; - навыками использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с нарушением речи.
Знать: - содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся; - способы разработки программы обследования; - инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Уметь: - разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий; - проводить логопедического обследование обучающихся; - интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы; - оформлять психолого-педагогическую характеристику обучающегося; - формулировать заключения и рекомендации. Владеть: - методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей; - навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы. |
3.Содержание дисциплины
Теоретические основы логопсихологии. Концептуальные основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи. Гностические нарушения: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз. Особенности мнестической деятельности детей с нарушениями речи. Особенности внимания детей с речевыми нарушениями. Нарушения мыслительных операций у лиц с речевой патологией. Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях речи. Личностные особенности детей с нарушениями речи. Характеристика общения при различных формах речевых нарушений. Обследование лиц с речевыми нарушениями. Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи. Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с речевой патологией. Психокоррекционная работа с такими семьями. Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и общения у детей-логопатов.