Контакты:
-
ГГ
Галина ГирвицУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.01.04 «Обществознание» относится к Обязательной части дисциплин Блока 1.
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные на занятиях в школе и в процессе предшествующего изучения таких дисциплин образовательной программы как «История», «Культура и межкультурные коммуникации».
Освоение дисциплины Б1.О.01.04 «Обществознание» обеспечивает студентов знаниями, необходимыми для восприятия дисциплины «Поликультурное образование».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
|
Знать: объект, терминологический аппарат, основные положения обществознания, объект, предмет, основные категории, принципы, закономерности, структуру педагогической науки; сущность, структуру, динамику целостного педагогического процесса; состояние и тенденции развития отечественных и зарубежных педагогических и психологических исследований; особенности, логику, закономерности, формы, методы и средства процесса обучения и воспитания; основы психологии личности; познавательные процессы, их свойства, закономерности и роль в интеллектуальной и творческой деятельности. Уметь: применять теоретические знания в решении педагогических задач; проектировать и осуществлять педагогический процесс; использовать в педагогической деятельности и межличностном взаимодействии современные достижения психологической науки. Владеть: категориальным аппаратом обществознания, педагогики, психологии; навыками решения педагогических задач; способами планирования и осуществления образовательного процесса; формами и методами осуществления учебной и воспитательной работы; приемами и методами психодиагностики личности. |
ПК-5 Способен демонстрировать знания в области естественных и обществоведческих наук
|
Знать: объект, предмет, основные понятия обществознания; основы общественнонаучного образования младших школьников; объем и содержание предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» начального общего образования. Уметь: демонстрировать знания в области обществознания; использовать различные технологии, методы и приемы, позволяющие решать основные задачи реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Владеть: терминологическим аппаратом обществознания; навыками анализа специальной литературы; различными формами работы в целях формирования необходимого уровня общественнонаучного образования младших школьников, развития их логического мышления. |
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Социальная сфера жизни общества.
Объект, терминологический аппарат, основные положения обществознания, основные категории. Социальная сфера жизни общества.
Тема 2. Экономическая сфера жизни общества.
Экономическая сфера жизни общества. Экономика как наука и хозяйство. Типы экономических систем. Экономика и социальная структура общества
Тема 3. Рыночные отношения в экономике.
Рыночные отношения в экономике. Рынок и его виды. Рыночный механизм.
Тема 4. Человек в системе экономических отношений.
Человек в системе экономических отношений. Государственная политика в области занятости.
Тема 5. Политическая сфера жизни общества.
Власть, ее происхождение, виды. Политическая система и политический режим.
Тема 6. Государство в политической системе.
Государство в политической системе. Правовое государство и гражданское общество.
Тема 7. Сущность и особенности общественного сознания. Политическое сознание.
Сущность и особенности общественного сознания. Политическое сознание.
Тема 8. Политические партии и движения.
Понятия политической партии и движения. Типы партийных систем.
Тема 9 Избирательная система.
Избирательная система. Избирательная компания. Политические технологии избирателя.
Тема 10. Межэтнические, социальные и политические конфликты.
Межэтнические, социальные и политические конфликты.
Тема 11. Политический процесс.
Политический процесс: основные положения. Типологизация политических процессов.
Тема 12. Государственное устройство Российской Федерации. Федеральные органы власти.
Федеральные органы власти. Функции и полномочия Президента РФ.
Тема 13. Конституция Российской Федерации. Принцип конституционного строя Российской Федерации
Конституция Российской Федерации. Принцип конституционного строя Российской Федерации
Тема 14. Право в системе социальных норм. Правоотношения. Роль государства в правоотношениях.
Право в системе социальных норм. Функции права. Роль государства в правоотношениях.
Тема 15. Духовная сфера общества.
Духовная сфера общества. Понятие культуры, ее формы.
Тема 16. Мораль и нравственность.
Мораль, нравственное сознание, нравственность. Мир моральных категорий.
Тема 17. Наука. Образование.
Наука, функции науки. Образование. Тенденции развития образования в современном мире. Российское образование и модернизация.
Тема 18. Искусство. Место искусства в духовной культуре.
Искусство. Место искусства в духовной культуре. Функции искусства. Структура искусства. Массовая и элитарная культура.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий
|
||||
лек-ции |
семи-нары |
прак-тичес-кие заня-тия |
лабо-ратор-ные заня-тия |
Само-стоятельная работа |
|||
1. |
Объект, терминологический аппарат, основные положения обществознания. Социальная сфера жизни общества. |
7 |
2 |
- |
|
- |
5 |
2. |
Экономическая сфера жизни общества |
7 |
2 |
- |
1 |
- |
5 |
3. |
Рыночные отношения в экономике |
5 |
- |
- |
|
- |
5 |
4. |
Человек в системе экономических отношений |
7 |
- |
- |
1 |
- |
5 |
5. |
Политическая сфера жизни общества |
7 |
2 |
- |
|
- |
5 |
6. |
Государство в политической системе |
7 |
|
- |
1 |
- |
5 |
7. |
Сущность и особенности общественного сознания. |
5 |
- |
- |
|
- |
5 |
8. |
Политические партии и движения. |
5 |
|
- |
1 |
- |
5 |
9. |
Избирательная система |
5 |
- |
- |
|
- |
5 |
10. |
Межэтнические, социальные и политические конфликты |
5 |
- |
- |
|
- |
5 |
11. |
Политический процесс |
5 |
- |
- |
|
|
5 |
12. |
Государственное устройство Российской Федерации. |
7 |
|
- |
2 |
- |
5 |
13 |
Конституция Российской Федерации. |
5 |
|
- |
|
- |
5 |
14. |
Право в системе социальных норм. Правоотношения. Роль государства в правоотношениях |
7 |
- |
- |
2 |
- |
5 |
15. |
Духовная сфера общества |
5 |
|
- |
|
- |
5 |
16. |
Мораль и нравственность |
5 |
- |
- |
|
- |
5 |
17. |
Наука. Образование |
5 |
|
- |
|
- |
5 |
18. |
Искусство. Место искусства в духовной культуре |
5 |
|
|
|
|
5 |
Итого |
108 |
6 |
|
8 |
|
90 |
Формой промежуточной аттестации является зачет, который проводится в форме теста.
Оценка «зачтено» выставляется студентам, которые справились со всеми запланированными заданиями и при условии выполнения теста на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка «не зачтено» выставляется студентам, которые не справились со всеми запланированными выступлениями, докладами (получили за них неудовлетворительные оценки) и при условии выполнения теста на «неудовлетворительно».
Пример теста
1.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «орган государственной власти РФ». выделите цифры, под которыми они указаны.
1) областная дума;
2) государственно-властные полномочия;
3) вокзал;
4) уставный суд;
5) научно-исследовательский институт;
6) структурная обособленность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и подчеркните.
отмечается ответ. Время на ответ отводится 5 мин. на вопрос. Ответы на тесты помечаются в правом поле.
Критерии оценивания ответов по тестам
Оценка «5» выставляется студентам, которые справились на 100% с заданиями.
Оценка «4» выставляется студентам, которые справились на 80%.
Оценка «3» выставляется студентам, которые справились на 60%
Оценка «2» выставляется студентам, которые справились на 40% или вообще не справился.
Вопросы для проверки промежуточной успеваемости
1.Объект, терминологический аппарат, основные положения обществознания, основные категории.
2.Социальная сфера жизни общества.
3.Социальная структура и социальные отношения.
4.Социальная дифференциация. Социальная стратификация. Социальная стратификация по Марксу. Социальная стратификация по Веберу.
5.Социальная мобильность.
6.Типы социальных институтов. Функции социальных институтов.
7.Экономика как наука и хозяйство. Типы экономических систем.
8.Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества.
9.Экономика и политика. Экономика и культура.
10.Человек в системе экономических отношений. Рыночные отношения в экономике.
11.Правовые основы предпринимательской деятельности.
12.Занятость и безработица. Рынок труда. Причины и виды безработицы.
13.Государственная политика в области занятости.
14.Власть, ее происхождение, виды.
15.Политическая система и политический режим. Демократия, принципы и ценности демократии.
16.Парламентаризм.
17.Государство в политической системе. Правовое государство и гражданское общество.
18.Государство – основной институт политической системы. Внутренняя и внешняя политика.
19.Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство.
20.Понятия политической партии и движения. Типы партийных систем. Типология и функции политических партий.
22.Тенденции развития политических партий. Политическая элита и политическое лидерство.
23.Политическое сознание. Сущность политической идеологии.
24.Роль идеологии в политической жизни. Многообразие форм политического поведения.
Типология и функции политических партий.
25.Федеральные органы власти. Федеральное собрание и его функции.
26.Выборы и вступление в должность Президента РФ. Функции и полномочия Президента РФ.
27.Роль органов прокуратуры в системе государственной власти России.
28.Особенности Конституции Российской Федерации. Структура действующей Конституции России. Основные вопросы регулируемые Конституцией РФ. Принцип конституционного строя Российской Федерации.
29.Избирательная система. Избирательная компания. Политические технологии избирателя.
30. Политический процесс: основные положения. Типологизация политических процессов. Особенности политического процесса в современной России.
31. Понятие культуры, ее формы. Материальная и духовная культура. Особенности социальной культуры. Нравственная культура.
32. Мораль, нравственное сознание, нравственность. Мир моральных категорий. Нравственная культура.
33.Наука, функции науки. Этика и науки. Образование. Личностная и социальная значимость образования.
34.Искусство. Место искусства в духовной культуре. Функции искусства. Структура искусства.
35.Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества.
36.Право в системе социальных норм. Правовая норма. Правоотношения и юридическая ответственность.
37.Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура.
38. Гражданское право. Семейное право.
39.Международная защита прав человека. Международное право.
40.Защита прав и свобод человека средствами ООН. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
7.1 Основная литература
1. Федоров, Б. И.Обществознание : учебник для прикладного бакалавриата / Б. И. Федоров ; ответственный редактор Б. И. Федоров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 412 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-7949-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/431887(дата обращения: 14.08.2021).
2. Исаев, Б. А.Политология в схемах и комментариях : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 229 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-03648-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/434131(дата обращения: 14.08.2021).
3.Обществознание: учебн. для общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др; под ред. Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изво «Просвещение». М.: Просвещение, 2012.
4.Обществознание: учебн. для общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др; под ред. Л.Н. Боголюбова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изво «Просвещение». М.: Просвещение, 2008.
5.Обществознание: учебн. для общеобразовательных учреждений: профил. уровень / А.В. Воронец, Г.Э. Королева, С.А. Наумов и др.; под. Общ. Ред. Г.А. Бордовского. М.: Вентана-Граф, 2013.
6.Обществознание: учебное пособие / М.Н. Глазунов [и др.]; под ред М.Н. Марченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект 2016. — 512с..
7.Обществознание: учебное пособие / Т.Н, Радько, Л.С. Гребнев, В.С. Коваленко, Н.И. Фокина. — Москва: Проспект, 2018.- 520с.
7.2 Дополнительная литература
1.Волков А.М. Основы права: учебник для бакалавров, студентов вузов / А.М. Волков, Е.А. Лютягина, А.А. Волков. Рос. Ун-т дружбы народов; под общей ред. А.М. Волкова. М.: Юрайт, 2013.
2.Гордилов А.А. Правоведение: учеб. Пособ. для студентов по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика». М.: Конкурс, 2010.
3.Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина, - Изд.8-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.
4.Кашанина Т.В. Российское право: (учеб. для студентов и преподавателей вузов) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – 2-е изд. Пересмотр. М.: Норма, 2009.
6.Права человека: Учебник для вузов / Комис. По правам человека при Президенте Рос. Федерации; Ин-т гос-ва и права РАН; Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА (издат. Группа НОРМА-ИНФРА М, 2002.
7.Правоведение: учебник для бакалавров, студентов по спец. «Финансы и кредит» / В.И. Авдийсий, Р.Ч. Бондарчук, Л.А. Букалерова и др.; Фин. Ун-т при Правительстве РФ; под ред. В.И. Авдийсого. – 2-е изд, перераб и доп. М.: Юрайт, 2013.