Контакты:

1.Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Теория и методика обучения технологии» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части ОП по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное общее образование. Для освоения дисциплины «Теория и методика обучения технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика». Дисциплина «Теория и методика обучения технологии» является базовой основой для изучения дисциплины «Теория и методика преподавания изобразительного искусства», эффективного прохождения студентами производственной практики и написания выпускной квалификационной работы.

 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемые результатами освоения образовательной программы. В результате освоения дисциплины студент должен овладать следующими компетенциями:

- готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности (ПК-8);

- готовностью организовывать индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11).

 В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- различные теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

- способы, приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

- формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

Уметь

- применять на практике различные теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

 - применять на практике способы, приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

- применять на практике формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

 Владеть:

- теориями обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста;

 - способами, приемами проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий;

 - методами, приемами и способами организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

Вопросы для подготовки к зачету:

 1.Организация учебной деятельности на уроке технологии направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с бумагой и картоном».

2.Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из бумаги. Технологические операции выполнения изделий из бумаги, их обобщенные названия.

3.Организация учебной деятельности на уроке технологии направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с бумагой и картоном».

4.Методы и приемы формирования начальных элементов графической грамотности. Организация и проведение занятий по конструированию. 5.Методы и приемы организации учебной работы при выполнении заданий по разделу «Работа с бумагой и картоном» (конструирование, аппликация, оригами и др.).

6.Организация учебной деятельности на уроке технологии направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с природными и пластическими материалами».

7.Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из природного материала и пластических материалов. 8.Методы и приемы организации учебной работы при выполнении заданий по разделу «Работа с природными и пластическими материалами». 9.Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

10.Материалы, инструменты, организация рабочего места. Требования к выполнению изделий из ткани.

11.Организация на уроке учебной деятельности направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

12. Технология изготовления изделий из готового кроя, изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам. Обучение ручным швам. 13.Методы и приемы организации учебной работы при выполнении заданий по разделу «Работа с тканью и текстильными материалами».

14.Технология художественной обработки текстильных материалов. 15.Психолого-педагогические подходы к организации деятельности уч-ся при выполнении творческих проектов. Проектная деятельность как вид учебной деятельности.

16.Организации сотрудничества обучающихся, приемами организации активности и инициативности, самостоятельности обучающихся при выполнении учебных и творческих проектов.

17. Проектная деятельность в системе технологического образования. Проектная деятельность как структурная единица технологического обучения.

18.Методические приемы организации проектной деятельности младших школьников. Технология выполнения творческих проектов.

19.Проектный метод в условиях личностно ориентированного обучения младших школьников.

 

Критерии выставления зачета

«Зачтено» заслуживает студент:

- обнаруживший глубокое понимание учебного программного материала;

 - глубоко усвоивший основную и хорошо знаком с дополнительной литературой, ответы на занятиях отличаются точностью использованных терминов, материал излагается логично и последовательно;

- в соответствии с требованиями выполнены и представлены к обсуждению: все практические задания; все самостоятельные задания; презентации; сообщения.

 - знает и умеет использовать в процессе практических работ методы и приемы организации и проведения урока технологии с детьми младшего школьного возраста, современные методы и технологии организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.);

- знает и умеет применять методы и приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности;

 - знает и умеет применять формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельность обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

- получил положительную оценку за письменные ответы на 100-80% вопросов для зачета.

 

«Не зачтено» заслуживает студент:

- обнаруживший поверхностное понимание учебного программного материала;

- не глубоко усвоивший основную и поверхностно знаком с дополнительной литературой, ответы на занятиях отличаются не точностью использованных терминов, материал излагается логично и последовательно;

 - в соответствии с требованиями выполнены и представлены к обсуждению: не все практические задания; не все самостоятельные задания; презентации; сообщения.

 - не знает и не умеет использовать в процессе практических работ методы и приемы организации и проведения урока технологии с детьми младшего школьного возраста, современные методы и технологии организации различных видов деятельности (игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой.);

 -не знает и не умеет применять методы и приемы проведения диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построении образовательной деятельности;

 - не знает и не умеет применять формы, методы, приемы и способы организации индивидуальной и совместной образовательной деятельность обучающихся, основанной на применении развивающих образовательных программ.

- получил неудовлетворительную оценку за письменные ответы на 50% вопросов для зачета.

 

Пример зачетного письменного опроса

1. Перечислите виды разметки ткани при выполнении швов, изделий из ткани,  приемы закрепления нити на ткани.

2.Перечислите виды швов, изучаемые в курсе «Технология» 1-4 кл.

3. Перечислите этапы проектной деятельности.

4.Перечислите фазы проектной деятельности.

5.Приведите  соотношение этапов проектной деятельности и применяемых методов обучения.

6. Представьте

7.Перечислите материалы, инструменты, требовании к организации рабочего места при работе с пластическими материалами.

8. Перечислите требования к выполнению изделий из природного материала.

9. Перечислите простейшие блюда не требующие тепловой обработки, рекомендованные для изучения в программах по технологии в 1-4 кл.

10.Напишите технологическую цепочку выполнения аппликации из засушенных растений.

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 Основная литература

1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебн. пособие для студентов высш.учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. — М.: «Академия», 2008.

 2. Конышева Н.М. Методика преподавания технологии с практикумом. М:.Academia,2009

 3. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения / Мухина С.А..— М.: Издательский центр «Академия», 2008.

 4 .Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 226 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5- 534-06302-8. .– URL: https://www.biblio-online.ru/book/287C8641-25D2-4793-A8AD- 5C079BD6333B (дата обращения: 18.08.2021).

 5. Петряков, П. А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : учебное пособие для академического бакалавриата / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 191 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978- 5-534-03431-8. https://biblio-online.ru/book/30FA13FC-926A-40C2-8E2D-653BDF7D7352 (дата обращения: 28.098.2021).

6. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. – URL : https://www.biblioonline.ru/book/DB94940C-A896-4D84-9BD1-662F4656F1DC (дата обращения : 18.08.2021).

 

 Дополнительная литература

1 .Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешакова В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009.

2. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учеб. пособие — 2-е изд./А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.

 3. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие. — 3-е изд. ./А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.

 4. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ]: учебное пособие для СПО / И. С. Бухарова. — 2- е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 119 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06166-6. – URL: https://www.biblioonline.ru/book/154762FC-2CAC-43DF-9503-D05FF9CBFBA5 (дата обращения : 18.08.2021).

5. Панфилова А. П. : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.

 6. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 232 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04904-6. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/CD677A9C-B2A0-4D43-9ADA-F10ED5A73AF7 (дата обращения : 18.08.2021).

 

 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» I.

Сайты базовых академических структур

 1. Отделение Российской Академии наук (ОФСПП): http:// www.che.nsk.su/ RAN/WIN/STRUCT/DIVISION.HTM. II. Электронные библиотеки 1.Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru/

2.Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru/

 3.Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/index.html

 4.Открытая русская электронная библиотека: http://orel.rsl.ru/index.shtml 5.Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета: http://www.lib.pu.ru

/ 6.Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru . www.gramota.ru