Контакты:
-
ГГ
Галина ГирвицУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.17. Основы культурологии относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».
В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные на занятиях в школе.
Освоение дисциплины обеспечивает студентов знаниями, необходимыми для восприятия дисциплины «Философия», История (история России, всеобщая история».
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция |
Индикаторы достижения |
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах. |
Знать: - закономерности, этапы и хронологические периоды исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; основополагающие понятия и термины исторической науки; - особенности и основные характеристики межкультурного разнообразия общества, историческую обусловленность межкультурного разнообразия общества, социально-исторические, этические и философские контексты межкультурной коммуникации. Уметь: - находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп; - демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения; Владеть: - навыками толерантного и конструктивного взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции. |
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей. |
Знать: - общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи; - содержание программы духовно-нравственного воспитания; - методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Уметь: - планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи; - проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности; - создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку; - применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся; - оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных потребностей. Владеть: - методами формирования у обучающихся с нарушением речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств. |
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания. Основные понятия и категории культурологии
Становление культурологии в XIX-XX вв. Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Цель, задачи культурологического исследования. Состав современного культурологического знания. Современные представления о культуре, цивилизации, прогрессе и их взаимосвязях.
Тема 2. Историческая типология культуры.
Исторические типы культуры. Региональные культуры. Цивилизации. Культурно- исторические типы и различия между народами. Цивилизационные концепции культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Циклически-волновая концепция социокультурного развития П.Сорокина. Синергетические системы в определении основных исторических типов общества.
Тема 3. Субкультура и контркультура. Элитарная и массовая культура.
Субкультура. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики ее носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблема контркультуры. Контркультура. Различные подходы к изучению понятия контркультура. Массовая и немассовая культура. Элитарная культура.
Тема 4. Историческая культурология.
Культурогенез и первобытная культура. Культура древних цивилизаций Культурогенез и первобытная культура.
Тема 5. Культура древних цивилизаций. Культура античного мира.
Культура древних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет и Мезоамерика. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока. Культура античного мира.
Тема 6. Культура средневековья.
Культура средневекового Востока, культура Африки. Культура Византии. Культура средневековой Европы.
Тема 7. Культура западной Европы в Новое время.
Гуманистические ценности культуры Возрождения. Европейская культура XVII в. Историко-культурные процессы в век Просвещения. Развитие культуры в Европе XIX в.
Тема 8. Мировые достижения в культура ХХ – ХХI вв.
Достижение цивилизации и культуры ХХ в. Модернизм как ведущее направление развития культуры ХХ в. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начале ХХI вв.
Тема 9. История Русской культуры.
Древняя Русь. Культура Московской Руси. Реформы Петра I и послепетровское время. Самобытность русской культуры.
Тема 10. История Русской культуры XIX-XX вв.
Серебряный век русской культуры. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России. Эстетическая и художественная культура в советское время. Русская культура в эмиграции. Проблемы и перспективы развития культуры в современной России.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Всего часов |
Формы занятий
|
||||
лек-ции |
семи-нары |
прак-тичес-кие заня-тия |
лабо-ратор-ные заня-тия |
Само-стоятельная работа |
|||
1. |
Структура и состав современного культурологического знания. |
8 |
2 |
- |
1 |
- |
8 |
2. |
Историческая типология культуры. |
8 |
2 |
- |
1 |
- |
8 |
3. |
Субкультура и контркультура. Элитарная и массовая культура. |
7 |
- |
- |
2 |
- |
9 |
4. |
Историческая культурология. |
8 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
5. |
Культура древних цивилизаций. Культура античного мира. |
7 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
6. |
Культура средневековья. |
7 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
7. |
Культура западной Европы в Новое время. |
8 |
- |
- |
1 |
|
9 |
8. |
Мировые достижения в культура ХХ – ХХI вв. |
8 |
- |
- |
- |
- |
11 |
9 |
История Русской культуры. |
8 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
10. |
История Русской культуры XIX-XX вв. |
8 |
- |
- |
1 |
- |
9 |
Итого |
104 |
4 |
- |
10 |
- |
90 |
6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации (зачет)
Примерные варианты тестовых заданий
Тест № 1
1.Выберите вариант правильного ответа. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»
а) общество;
б) культура;
в)техника;
г) образование.
2. Выберите вариант правильного ответа. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауэр;
б) Г.Гегель;
в) И.Кант;
г) Ф.Ницше.
3. Выберите вариант правильного ответа. Структура современного культурологического знания включает:
а) онтологию, гносеологию, этику, философию искусства и культуры;
б) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;
в) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; г) цифилиографию, историю европейской и отечественной культуры.
4.Назовите автора концепции социокультурной динамики.
а) Н.Бердяев;
б) Н.Данилевский;
в) П.Сорокин
г) А.Лосев.
5. Какие внешние факторы, влияющие на культуру, выделяет А. Тойнби в своей концепции «вызовов-и-ответов»?
а) природно-географические условия;
б) климатические условия;
в) нашествие других народов;
г) влияние других культур;
д) все перечисленные.
Критерии оценивания ответов по тестам
Оценка «отлично» выставляется студентам, которые справились на 100% с заданиями.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, которые справились на 80%.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые справились на 60%
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, которые справились на 40% или вообще не справился.
Критерии оценивания на зачете
Оценка «зачтено» выставляется студентам, которые справились со всеми запланированными выступлениями, докладами (не получили за них неудовлетворительных оценок) и при условии выполнения теста на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка «не зачтено» выставляется студентам, которые не справились со всеми запланированными выступлениями, докладами (получили за них неудовлетворительные оценки) и при условии выполнения теста на «неудовлетворительно».
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы
7.1 Основная литература
1. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 257 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00645-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/A37403F0-1C41-423D-8272-B393D3ABD097
2. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / В. И. Петрушин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 232 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534- 04904-6. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/CD677A9C-B2A0-4D43-9ADAF10ED5A73AF7
3. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/DB94940C-A896-4D84-9BD1-662F4656F1DC
7.2 Дополнительная литература
1. Драч Г.В., Штомпель О.М.,Штомпель Л.А., Королева В.К. Культурология: Учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2010.
2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. Пособие для студ. вузов / под науч. Ред Г.В. Драча. 3-е изд. Доп. и переработ. Ростов-на Дону: Феникс, 20012
3. История культурологии: учебник для бакалавров / В.М. Дианова, Ю.Н. 4.Солонин. -3-е изд. испр. И доп. – М.:Издательство Юрайт, 2013. Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособ. для вузов / Под ред. Проф. Г.В. Драч. М.: Гардарика, 2009.
4. Культурология: История мировой культуры: учебн. Для студентов вузов / Ф.О. Айсина, С.Д. Бородина и др.; под. Ред. Н.О. Воскресенской. М. Юнити-Дана, 20010. Рекомендовано Минобр.
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. Отделение Российской Академии наук (ОФСПП): http:// www.che.nsk.su/ RAN/WIN/STRUCT/DIVISION.HTM.
2. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru/
3. Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru/
4. Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/index.html
5. Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета:
7. Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru
8. www.gramota.ru Справочно-информационный портал
9. www. gramma.ru Культура письменной речи
10. www.auditorium.ru Информационно-образовательный портал