1. Место дисциплины в структуре ОП


Дисциплина Б1.В.01. «Логопедические технологии» относится к части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по направлению подготовки: 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Общая педагогика», «Специальная педагогика», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена с основами патологии органов слуха, зрения, речи», «Психология развития», «Специальная психология», «Логопатопсихология», Логопедия (разделы: «Введение в логопедическую специальность», «Дислалия», «Дизартрия», «Фонетико – фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи», «Нарушения письма и чтения»), «Семейное воспитание детей с нарушением речи», «Логоритмика», «Технологии работы с информацией в Интернете».

Освоение дисциплины «Логопедические технологии» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы образования детей с нарушениями речи», «Общеметодические аспекты обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями», «Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями», «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи», «Психолингвистика», «Формы логопедической работы», модуля «Методики обучения детей с нарушениями речи», «Логопедическая работа с детьми с комплексными нарушениями развития», «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», а также для прохождения педагогической и логопедической практики, подготовки к государственной итоговой аттестации.


  1. Планируемые результаты обучения по дисциплине


Компетенция

Индикаторы достижения

ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Знать:

- особенности психофизического и возрастного развития, особые образовательные потребности разных групп обучающихся с нарушением речи;

- теорию и практику реализации дифференцированного подхода в образовании

обучающихся с нарушением речи;

- требования к содержанию и организации

коррекционно-развивающего процесса,

ориентированного на обучающихся с

нарушением речи;

- современные методики и технологии,

используемые в коррекционно-развивающем процессе.

Уметь:

- обеспечивать условия реализации дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе с участием обучающихся с нарушением речи;

- отбирать и реализовывать содержание,

современные методики и технологии,

необходимые для осуществления коррекционно-развивающего процесса, с учетом особых образовательных потребностей

обучающихся с нарушением речи;

- применять разные формы и способы

реализации дифференцированного подхода.

Владеть:

- методами создания условий реализации дифференцированного

подхода в коррекционно-развивающем

процессе с участием обучающихся с

нарушением речи;

- методами отбора и применения современных методик и технологий, необходимых

для осуществления коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей развития обучающихся с нарушением речи.

ПК-3 Способен осуществлять мониторинг эффективности учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.

Знать:

- принципы, методы, организацию мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающего процесса в разных институциональных условиях;

Уметь:

- применять разные методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса;

- оформлять и интерпретировать результаты мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно- развивающегопроцесса;

- использовать выводы для корректировки содержания и организации коррекционно- развивающегопроцесса.

Владеть:

- методами проведения мониторинга эффективности учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процесса и интерпретации его результатов.

ПК-4 Способен проводить логопедическое обследование обучающихся с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации программы логопедической работы.

Знать:

- содержание и требования к проведению логопедического обследования обучающихся;

- способы разработки программы обследования;

- инструментарий, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

Уметь:

- разрабатывать программу логопедического обследования, определять показатели развития ребенка, отбирать и/или разрабатывать инструментарий;

- проводить логопедического обследование обучающихся;

- интерпретировать результаты обследования и делать выводы об особенностях развития обучающегося и использовать их для разработки программы логопедической работы;

- оформлять психолого-педагогическую характеристикуобучающегося;

- формулировать заключения и рекомендации.

Владеть:

- методами применения методов диагностики и оценки уровня и динамики развития ребенка с нарушением речи с использованием системы показателей;

- навыками использования результатов обследования для создания программы коррекционной работы.


3. Содержание дисциплины


Раздел I. Технология обследования речи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Организация и проведение обследования по разделам: связная речь. грамматический строй речи, словарный запас, слоговая структура слова, ритмоинтонационное оформление высказывания, фонематическое восприятие, звукопроизношение. Отбор материала для обследования по каждому разделу. Критерии анализа результатов обследования. Методики логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями различных возрастных групп.

Раздел II. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи. Строение и функционирование артикуляционного аппарата. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи. Технология формирования речевого дыхания при тяжелых нарушениях речи. Технология формирования и коррекции речевых звуков при тяжелых нарушениях речи.

Раздел III. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования. Теоретические аспекты исследования и формирования слоговой структуры слова. Разделы обследования: обследование произношения слов различной слоговой структуры, обследование восприятия лексических единиц. Обследование предпосылок становления слоговой структуры слова. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Основные направления формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями. Аналитический обзор авторских методик, технологий обследования и формирования слоговой структуры слова у детей.

Раздел IV. Технология формирования интонационной стороны речи. Современная проблематика интонационных исследований (изучение интонации в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и педагогике). Состояние интонационной стороны речи в онтогенезе и при различных речевых расстройствах. Связь эмоции и интонации. Методика изучения интонационной стороны речи у детей. Планирование, содержание и методика проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

4.Тематический план


3 КУРС. 5 СЕМЕСТР



п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий


лекции

Семинары и практические занятия

самостоятельная работа

Раздел I. Технология обследования речи

1.

Логопедическое обследование: цель, задачи, принципы, этапы проведения.

10

2

4

4

2.

Обследование связной речи

8

2

2

4

3.

Обследование грамматического строя речи

10

2

4

4

4.

Обследование состояния индивидуального лексикона

10

2

4

4

5.

Обследование звукопроизношения и фонематических процессов

5

-

2

3

Раздел II. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

6.

Обследование артикуляционного аппарата и лицевой мускулатуры

6

-

2

4

7.

Обследование дыхательной и голосовой функции

5

-

2

3

8.

Технология формирования речевого дыхания

8

2

2

4

9.

Технология формирования и коррекции речевых звуков

10

2

4

4



Итого

72

12

26

34



6 СЕМЕСТР



п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий


лекции

Семинары и практические занятия

самостоятельная работа

Раздел III. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования

1.

Обследование произношения и восприятия слов различной слоговой структуры слова

10

-

4

6

2.

Обследование предпосылок становления слоговой структуры слова

13

2

4

7

3.

Основные направления формирования слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями

11

-

4

7

Раздел IV. Технология формирования интонационной стороны речи

4.

Интонация как паралингвистическое средство общения

12

2

4

6

5.

Онтогенез интонационной стороны речи

8

-

2

6

6.

Методика изучения интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

12

2

4

6

7.

Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи

15

2

6

7


Экзамен

27





Итого:

108

8

28

45


Всего за год:

180

20

54

79


5. Виды образовательной деятельности


Занятия лекционного типа


3 КУРС. 5 СЕМЕСТР


Раздел I. Технология обследования речи

Раздел II. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи




Тема 1.Логопедическое обследование: цель, задачи, принципы, этапы проведения.

  1. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования.

  2. Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон речи у детей и взрослых.

  3. Предмет и объект исследования, задачи обследования, их формулирование и характеристика.

  4. Общедидактические и специальные принципы организации логопедического обследования.


Тема Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика

  1. Ориентировочный этап.

  2. Диагностический этап.

  3. Аналитический этап.

  4. Прогностический этап.

Информирование родителей.


Тема 2. Обследование связной речи

  1. Теоретические основы организации обследования.

  2. Предмет, объект и задачи обследования.

  3. Структура и содержание обследования.

  4. Этапы обследования (подготовительный, диагностический, аналитический, прогностический, информирования родителей), их характеристика.

Обзор авторских методик / разделов обследования связной речи.


Тема 3.Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей

  1. Теоретические основы организации обследования.

  2. Предмет, объект и задачи обследования.

  3. Структура и содержание обследования.

  4. Этапы обследования (подготовительный, диагностический, аналитический, прогностический, информирования родителей), их характеристика.

Обзор авторских методик / разделов обследования грамматического строя речи.


Тема 4. Обследование состояния индивидуального лексикона

  1. Теоретические основы организации обследования.

  2. Предмет, объект и задачи обследования.

  3. Структура и содержание обследования.

  4. Этапы обследования (подготовительный, диагностический, аналитический, прогностический, информирования родителей), их характеристика.

Обзор авторских методик / разделов обследования словарного запаса.


Тема 5. Технология формирования речевого дыхания

  1. Речевое дыхание как основа устной речи.

  2. Цель, задачи, направления логопедической работы по формированию речевого дыхания.

  3. Методика формирования речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (Л.И. Белякова и др.).

Технология БОС.


Тема 6.Технология формирования и коррекции речевых звуков

  1. Техника проведения артикуляционной гимнастики.

  2. Формирование артикуляторно-дыхательной координации.

  3. Способы постановки конкретных звуков.

  4. Содержание и распределение речевого материала, последовательность работы по автоматизации и дифференциации конкретных звуков.

  5. Особенности начального и завершающего этапов работы над звуком (звуками) в рамках автоматизации и дифференциации.


6 СЕМЕСТР


Раздел III. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования


Тема 1. Обследование предпосылок становления слоговой структуры слова

  1. Предпосылки усвоения слоговой структуры слова.

  2. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

  3. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации: цель, задачи, разделы и критерии анализа полученных результатов.


Раздел IV. Технология формирования интонационной стороны речи

Тема 2. Интонация как паралингвистическое средство общения. Онтогенез интонационной стороны речи

  1. Паралингвистические средства общения.

  2. Связь интонации с другими паралингвистическими средствами общения.

  3. Современная проблематика интонационных исследований.


Тема 3.Методика изучения интонационной стороны речи у детей

  1. Цель, задачи, принципы, методы, структура процесса изучения интонационной стороны речи у детей.

  2. Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования.

  3. Анализ методики Е.Ф.Архиповой.

  4. Обзор современных логопедических технологий обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Тема 4. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи

  1. Теоретические основы коррекционной работы при нарушениях интонационного оформления речи.

  2. Моделирование занятий, направленных на развитие интонационной сферы у детей с нарушениями речи.

  3. Основные методики формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста

6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)


6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации


Текущая аттестация проводится на каждом семинарском занятии по результатам ответов студентов на вопросы к занятию, выполненной самостоятельной работы по каждой теме. Оцениваются выполненные студентами доклады, презентации, тесты и др..


Критерии оценивания заданий для самостоятельного выполнения


Показатели по уровням

оценка

Студент выполняет задание самостоятельно, теоретически обосновывает свое решение, задание выполнено на 95-100%

отлично

Студент выполняет задание самостоятельно, возникают некоторые проблемы с теоретическим обоснованием решения, задача решена на 80-94%

хорошо

Студенту при выполнении заданий требуется помощь, возникают проблемы с теоретическим обоснованием решения, задание выполнено на 60-79%

удовлетворительно

Студент не может самостоятельно выполнить задание, не может теоретически обосновать решение, задание выполнено менее чем на 60%

неудовлетворительно


1) Составление конспекта

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:

  1. план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

  2. текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

  3. свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

  4. тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность

  • Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  • Выделите главное, составьте план;

  • Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  • Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  • Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

  • В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Конспекты статей, параграфов и глав или полного текста брошюр, книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.



Критерии оценивания конспекта

Показатели по уровням

Оценка

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами.

отлично

Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные, они сопровождаются примерами, но не содержат таблицы, схемы.

хорошо

Конспект выполнен не в с соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст представлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения

удовлетворительно

Конспект не составлен

неудовлетворительно


2) Составление терминологического словаря (глоссария)

Глоссарий - толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине /разделе/теме.

К каждому термину дайте определение, используя: записи лекционных и практических занятий; основную, дополнительную и справочную литературу; сайты Интернета. Составьте его в рукописном варианте или, пользуясь текстовым процессором самостоятельно и индивидуально. В скобках рядом с термином укажите использованные источники.


Критерии оценивания составление терминологического словаря

Показатели по уровням

Оценка

Содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению

отлично

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование, имеются ошибки в оформлении

удовлетворительно

Глоссарий не составлен

неудовлетворительно


3) Составление таблиц и схем

Схема (таблица) – это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно. Составление/заполнение таблиц (схем) представляет собой вид учебной деятельности, названной Шаталовым В. Ф. разработкой "опорного сигнала". В опорном сигнале содержание информации "кодируется" с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию из разных источников (основная и дополнительная литература, словари, справочники, сеть Internet), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастера Таблиц. Схема (таблица) составляется индивидуально. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе).

Рекомендации по составлению таблиц:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, общие понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните таблицу данными.

7. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, символы, «яркие» примеры.

8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Схема (таблица) состоит из нескольких тематических разделов связанных между

собой логически. Элементами работы могут быть: информационные блоки, соединенные стрелками или выносками, текстовыми связками; столбцы и строки, на пересечении которых в ячейка сконцентрирована информация, строки и столбцы обязательно имеют названия (характеристики); краткое пояснение по работе со схемой (таблицей).

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.


Критерии оценивания выполнения задания

Показатели по уровням

Оценка

Графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению

отлично

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочеты в оформлении

хорошо

Основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом имеются неточности в изложении материала и ошибки в оформлении

удовлетворительно

Тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, имеют место незаполненные графы схемы (таблицы); допущены грубейшие ошибки в оформление работы; задание не выполнено

неудовлетворительно


4) Темы докладов


Раздел I. Технология обследования речи

  1. Вклад А.Р. Лурия в разработку теоретических, методологических, содержательных проблем обследования в логопедии.

  2. Практическое значение использования нейропсихологического подхода к обследованию речи.

  3. Психолого-педагогическое направление изучения речи детей в работах Г.В. Чиркиной.

  4. Организационные и содержательные аспекты обследования речи детей в трудах О.Н. Усановой.

  5. Методы психолингвистического исследования лексикона


Раздел II. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

  1. Особенности обследования звукопроизношения у детей с дизартрией.

  2. Специфика обследования фонематических функций у школьников с речевой патологией.

  3. Авторские методики обследования языкового анализа и синтеза.


Раздел III. Технология обследования и формирования слоговой структуры слова и предпосылок ее формирования

  1. Лингвистические аспекты исследования слога и слогосложения.

  2. Характеристика механизмов становления слоговой структуры слова.

  3. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова.


Раздел IV. Технология формирования интонационной стороны речи

  1. Применение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  2. Возможности использования аппарата В.Ф. Фролова в работе над дыханием при дизартрии.

  3. Использование ИКТ в развитии дыхательной функции у детей с нарушениями речи.

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.

Этапы работы над докладом:

1. Формулирование темы (если тематика не определена преподавателем).

2. Подбор и изучение основных источников по теме (используется не менее 3-5 различных источников).

3. Составление списка использованных источников в алфавитном порядке.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана доклада.

6. Написание доклада.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада:

- титульный лист (на нем: наименование образовательной организации, факультета, кафедры; тема; Ф.И.О. студента, курс, группа, направление и профиль обучения; год);

- оглавление (последовательно излагаются названия структурных компонентов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый раздел);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- в заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким;

- список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

Требования к оформлению доклада:

1. Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц компьютерного текста.

2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

5.Доклад должен быть оформлен в соответствии с техническими требованиями: поля (левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм); шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman; междустрочный интервал – полуторный; отступ красной строки - 1,25 см; выравнивание текста - по ширине.


Критерии оценки доклада: актуальность темы доклада; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; соответствие оформления доклада требованиям.

Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.



Требования к презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Общие требования к презентации:

  1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

  2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название организации; фамилия, имя, отчество автора;.

  3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

  4. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста; использование анимации по желанию.

  5. Последними слайдами должен быть список используемых источников.


Требования к оформлению слайдов:

  • Единый стиль оформления.

  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов.

  • По возможности применяйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими. Они не должны отвлекать внимание от информации на слайде.


Требования к представлению информации:

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Шрифты предпочтительно использовать для заголовков – не менее 24, для текста – не менее 16. Нельзя смешивать в одной презентации разные шрифты. Для выделения информации используйте жирный шрифт, курсив, подчеркивание. Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже).

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами с диаграммами.


Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела


2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

Макс. 3 балла

- соответствие основных идей целям и задачам;

- актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

- достоверность информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла


- графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

- диаграммы и графики;

- экспертные оценки;

- ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла


- хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

- структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

- от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла


- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

Макс. 3 балла

- шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

- грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании и опечатки


Оценивание презентации

Презентация оценивается по балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.



Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата; фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы.

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом.

Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

Объем реферата: не более 20 страниц.

Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1. - 2003.


Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями


Оценивание реферата

Реферат оценивается по балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25 и более баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее 15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.



6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации


Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с Учебным планом в виде зачета или экзамена по расписанию деканата.



3 КУРС. 5 СЕМЕСТР


Итоговый контроль по курсу предусматривает зачет и проводится в соответствии с Учебным планом в пятом семестре согласно расписанию деканата. Зачет выставляется на основании успешной работы в течение семестра и выполнения теста.


Примерные варианты тестовых заданий

Задание №1

Деятельность органов речи, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов - это …

Варианты ответов:

1.Ассимиляция;

2. Праксис;

3. Артикуляция.


Задание №2

Двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей - это …

Варианты ответов:

1.Мимика;

2. Моторика;

3. Рефлексия.

Критерии оценки:

«отлично» - выполнено 100% заданий;

«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;

«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;

«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.


Критерии выставления зачета

Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра и успешного выполнения зачетного задания в форме теста. Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются: зачтено, не зачтено.

«Зачтено» – выставляется студенту, активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему достаточные знания теории изучаемой дисциплины, владеющему терминологией, умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста не менее 15 баллов.

«Не зачтено» выставляется студенту, недостаточно активно участвующему на семинарских занятиях, показавшему слабые знания теории изучаемой дисциплины, не владеющему терминологией, не умеющему применять теоретические знания на практике и набравшему в процессе выполнения теста менее 15 баллов.



6 СЕМЕСТР


Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, предложенным в экзаменационном билете и тесту. Каждый экзаменационный билет включает два вопроса, предполагающих освещение теоретических и практических вопросов дисциплины.

Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются отметками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.


Примерные вопросы тестовых заданий

Задание №1. Просодика - это …

Варианты ответов:

а) ритм;

б) правильное произношение звуков;

в) ударение;

г) интонация.


Задание №2. Звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов - это …

Варианты ответов:

а) тон;

б) тембр;

в) темп;

г) ритм.

Критерии оценки:

«отлично» - выполнено 100% заданий;

«хорошо» - выполнено от 70 до 99% заданий;

«удовлетворительно» - выполнено от 30 до 69% заданий;

«неудовлетворительно» - выполнено менее 29% заданий.


Вопросы к экзамену


  1. Теоретические аспекты исследования и формирования слоговой структуры слова.

  2. Усвоение слоговой структуры слова детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием.

  3. Особенности слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями: дизартрией, алалией.

  4. Обследование произношения слов различной структурной сложности: цель, задачи, содержание, критерии оценки результатов и методическая организация обследования.

  5. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий: цель, задачи, содержание, критерии оценки результатов и методическая организация обследования.

  6. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации: цель, задачи, содержание, критерии оценки результатов и методическая организация обследования.

  7. Авторские методики формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи.

  8. Паралингвистические средства общения.

  9. Голосовые и звукопроизносительные характеристики устной речи.

  10. Интонация как предмет междисциплинарного изучения.

  11. Онтогенез интонационной стороны речи.

  12. Характеристика темпа и ритма речи как компонентов интонации.

  13. Методика изучения интонационной стороны речи у детей.

  14. Обследование возможностей восприятия и воспроизведения ритма.

  15. Обследование восприятия и воспроизведения интонации.

  16. Обследование восприятия и воспроизведения логического ударения.

  17. Обследование темпо-ритмической организации речи.

  18. Обследование восприятия и воспроизведения тембра голоса.

  19. Нарушение интонационной стороны речи в структуре дефекта при дизартрии.

  20. Нарушение интонационной стороны речи в структуре дефекта при ринолалии.

  21. Характеристика и анализ методик работы над интонацией.

  22. Формирование интонационной выразительности речи в импрессивной речи (по методике Л.В. Лопатиной).

  23. Формирование интонационной выразительности речи в экспрессивной речи (по методике Л.В. Лопатиной).

  24. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.


Оценивание ответов студента

"Отлично"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

"Хорошо"выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

"Удовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

"Неудовлетворительно"выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениям.

7. Перечень основной и дополнительной литературы


7.1 Список основной литературы


  1. Ахутина Т. В.  Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06800-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472267

  2. Криницына Г. М.  Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476013

  3. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471108

  4. Соловьева Л. Г.  Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470222 

  5. Шевцова Е. Е.  Технологии формирования интонационной стороны речи : учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08426-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474606

  6. Шевцова Е.Е. Заикание: учебное пособие для вузов/ Е.Е.Шевцова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.– Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/455662



7.2.Список дополнительной литературы


  1. Азова О.И. Логопедические технологии: учебник / О.И. Азова, Е.А. Дьякова, Ж.В. Антипова, Е.В. Крылова, М.В. Воробьева. – М.: Инфра -М. – 202. – 243 с.

  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. Пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2015.

  4. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Монография. – М.: МГГУ им. Шолохова, 2008.

  5. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993.

  6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /Е.Ф.Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

  7. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. - М.:Прометей, 2013.- Режим доступа: http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/babina_sharipova_monografiya.pdf

  8. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Учебное пособие для вузов / А. С. Балакирева.- М.: Секачев В. 2017.

  9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2013.

  10. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн – М.: Книга по Требованию, 2012.

  11. Борозенец Н.М. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие /Н.М. Борозенец Е.Е. Шевцова. - Ставрополь, 2008.

  12. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : метод. пособие / Т. В. Буденная.— СПб.: Детство-Пресс, 2008 .

  13. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Астрель. 2017. 384с.

  14. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — СПб.: Изд-во «Речь», 2008.

  16. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов/ В.П.Глухов.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 231с.— (Высшее образование).— ISBN978-5-534-13118-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/474562

  17. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций. Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2017.- 136 с

  18. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие/ О.Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс,2010.

  19. Грибова О.Е. Экспресс-обследование. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?/ О.Е. Грибова. - М.: Аркти, 2014.

  20. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

  21. Иванова-Лукьянова Г.Н.Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – М.: Флинта; Наука, 2004.

  22. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учеб. для вузов /Е.П. Ильин —. СПб: Питер, 2003.

  23. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда /О.Б. Иншакова. – М.:Владос, 2013.

  24. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-мотороных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: В 2 частях. Часть I. / О.Б. Иншакова.- М.: Владос, 2007.

  25. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда:В 2- х частях.Часть II / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2007.

  26. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия / А.Г. Ипполитова. – М.: Просвещение, 2013.

  27. Киселев С. Ю. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / С. Ю. Киселев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/ABFEEC99-63A0-42AB-BA1B-335D825E9A2D

  28. Козырева О.А.Задержка речевого развития детей раннего возраста: учебное пособие для вузов/ О.А.Козырева, А.О.Быкова.— 2-е изд.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 80с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-14410-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477546

  29. Козырева О.А. Логопедические технологии.- Р/ на Дону : Феникс, 2017.

  30. Кольцова М. М. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг /М.М.Кольцова. – СПб: У-Фактория, 2006.

  31. Коноваленко С.В. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста /С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. — СПб: Детство-пресс, 2012.

  32. Кормешкова С.Н. Использование речевого материала для развития артикуляционной моторики / С.Н. Кормешкова // Логопед в детском саду. – 2011. – № 5. — С.17-20.

  33. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практ. пособие /Е.Н. Краузе. – СПб: Корона-Век, 2009.

  34. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова \О.И. Крупенчук. - Спб: Литера, 2013

  35. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. Учебное пособие для вузов / Е.В. Лаврова. – М.: В.Секачев, 2013.

  36. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И.Лазаренко. – М.: Айрис-пресс, 2012.

  37. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность /А.Н.Леонтьев. — М.: Смысл, 2012.

  38. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики: комплексные занятия : практ. Пособие / Е.А.Лифиц. – М.: Айрис-пресс, 2010.

  39. Логопедия. Теория и практика / под ред. проф. Т.Б. Филичевой.– М.: Эксмо, 2017.

  40. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами /Л.В. Лопатина. – СПб., 2014.

  41. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР/ Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2-й младшей группе ДОУ / Е.М. Мазанова. - М.:ГНОМ, 2014.

  42. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР/ Методические указания и картинный материал для проведения обследования в средней группе ДОУ / Е.М. Мазанова. - М.:ГНОМ, 2014.

  43. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР/ Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ / Е.М. Мазанова. - М.:ГНОМ, 2014.

  44. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР / Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ / Е.М. Мазанова. - М.:ГНОМ, 2014.

  45. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010.

  46. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста /Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2007. 

  47. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр /Г.А. Османова. — СПб: Каро, 2008.

  48. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. — СПб: Каро, 2008.

  49. Поварова И. А. Заикание : диагностика и коррекция : моногр. : учеб. пособие для студентов вузов по направ. 540600 (050600) Педагогика / И. А. Поварова.— СПб.: Речь, 2005.

  50. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  51. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста /О.Г.Приходько. — СПб: Каро, 2010.

  52. Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке актера : практ. пособие для вузов / А. И. Савостьянов. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/7D7FABC7-AEF0-4BA7-92BA-A4DFC0167019

  53. Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2015.

  54. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетичесикх нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда/ Т.А. Ткаченко.- М.: Владос, 2014.

  55. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием; учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2013.

  56. Шкловский В.М.Заикание: учебник для вузов/ В.М.Шкловский.— Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 309с.— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-13262-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/457323


7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


Logoped.ru– Учебные и учебно-методические пособия для студентов и логопедов- практиков.

eqworld.ipmnet.ru – Раздел "Специальное обучение и воспитание".

dvoika.net – Учебные пособия для студентов: Специальная педагогика. Специальная психология. Коррекционная педагогика. Педагогические технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями развития. Логопедия и др.

www.pedlib.ru– электронная библиотека педагогической литературы.

http://www.specialneeds.ru/ Дети с особенностями развития.

http://www.defectolog.ru/ Дефектолог.ру. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными нарушениями в развитии; общение в форуме.

http://www.int-edu.ru/ Институт новых технологий. Теория и практика образовательной среды, разработка учебно-методических комплектов, концепции комплексного оснащения образовательных учреждений, методического и технического сопровождения учебного процесса на различных ступенях образования.

http://www.smolgu.ru/biblioteka -сайт библиотеки СмолГУ

https://biblio-online.ru — официальный сайт образовательной платформы «Юрайт»

http://almanah.ikprao.ru/ - научно-методический журнал Института коррекционной педагогики Российской Академии Образования, электронное издание. Здесь можно найти интересные статьи и книги по коррекционной педагогике и психологии

http://www.ikprao.ru - сайт ИКП РАО, содержит статьи, книги, методики

http://www.defectolog.ru/портал - содержит методические рекомендаци



8. Материально-техническое обеспечение


Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius - 1 комп. Экран переносной напольный м(1 шт.).


9.Программное обеспечение


  1. KasperskyEndpointSecurity для бизнеса Стандартный АО «Лаборатория Касперского», лицензия 1FB6-161215-133553-1-6231.

  2. Microsoft Open License, лицензия 49463448 в составе:

  3. Microsoft Windows Professional 7 Russian;

  4. Microsoft Office 2010 Russian.