Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.21 «Логогенез» относится к обязательной части первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения дисциплины «Логогенез» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.16.04 Психолингвистика, Б1.О.14 Современный русский язык, Б1.О.16.02 Психология развития.
Освоение дисциплины «Логогенез» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: Б1.В.01 Логопедические технологии, Б1.В.02 Логопедические практикумы, Б1.В.05 Общеметодические аспекты обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями, Б1.В.06 Теория и методика развития речи детей с речевыми нарушениями, Б1.В.ДВ.04.02 Логопедическая работа с детьми раннего возраста, а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-6 – Способен использовать психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
|
Знать: - закономерности развития личности, периодизацию и кризисы развития ребенка в онтогенезе и при нарушениях речи; - возрастные, типологические, гендерные особенности развития обучающихся с нарушением речи; - методы изучения психического развития обучающихся; - психолого-педагогические подходы, обеспечивающие индивидуализацию обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи; - методы и технологии осуществления коррекционно- развивающего процесса; - требования к разработке и реализации индивидуальных коррекционно- образовательных программ. Уметь: - использовать знания о возрастных, типологических, индивидуальных, гендерных особенностях развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы; - применять образовательные технологии для индивидуализации обучения и воспитания обучающихся; - применять методыи технологии осуществления коррекционно-развивающего процесса; - использовать индивидуальные и групповые формы организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса; - составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося. Владеть: - методами планирования и проведения индивидуальных мероприятий в рамках образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением речи; - методами совместной разработки (с другими специалистами) и реализации (с участием родителей или законных представителей) индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с нарушением речи; - навыками использования образовательных технологий в профессиональной деятельности для осуществления индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с нарушением речи.
|
ОПК-8 – способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
|
Знать: - историю, теорию, закономерности и принципы Построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и в развитии обучающихся с нарушением речи; - медико-биологические, клинические и филологические основы профессиональной деятельности педагога- дефектолога; - содержание общего образования обучающихся с нарушением речи; - теорию и практику, принципы, методы и технологии организации коррекционно-развивающего процесса. Уметь: - использовать междисциплинарные знания для разработки и планирования образовательного и коррекционно-развивающего процессов с обучающимися с нарушением речи разных возрастных групп и разной степенью выраженностью нарушения; - использовать междисциплинарные знания для организации, анализа и оценки результатов образовательного и коррекционно- развивающего процесса с обучающимися с нарушением речи; - использовать междисциплинарные знания для адекватной оценки особенностей и динамики развития обучающихся с нарушением речи. Владеть: - умением применять медико- биологические, Клинические и филологические, естественнонаучные знания для разработки и реализации образовательного и коррекционно- развивающего процесса с обучающимися с нарушением речи; - методами применения междисциплинарного знания в процессе разработки и проведения мониторинга учебных достижений обучающихся с нарушением речи; - навыками отбора и применения методов и технологий организации образовательного и коррекционно-развивающего процесса соответствии с поставленными задачами; - навыками применения междисциплинарных знаний в процессе формирования различных видов деятельности обучающихся нарушением речи.
|
Содержание дисциплины
Тема 1. Детская речь как предмет научного изучения
Онтолингвистика о формировании речевой деятельности, процессах усвоения языка ребенком. Определение понятий «детская речь», «речевая деятельность», «лингвистика детской речи». Собственно лингвистический подход к изучению детской речи. Психолингвистический подход к изучению детской речи на основе исследования природы языковой способности ребенка.
Основные методы изучения детской речи. Натуральные методы – дневниковые записи, аудио- и видеозаписи речи детей. Использование методов психолингвистического исследования речевых высказываний детей в импрессивной и экспрессивной речи.
Тема 2. Основные концепции усвоения языка
Теория врожденных знаний (Н.Хомский, Д. Макнил, Д. Слобин). Гипотеза семиотического развития ребенка Ж.Пиаже. Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения языка (Дж. Брунер, М. Холлидей). Когнитивная теория усвоения языка. Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу фактов детской речи. Модель порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, И.А. Зимней.
Тема 3. Общая периодизация речевого развития ребенка
Значение периодизации развития речи для логопедической диагностики и коррекции. Основные этапы усвоения языка (по В.П. Глухову). Этапы становления детской речи (по А.А. Леонтьеву). Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте. Общие психолингвистические закономерности усвоения языка детьми (В.А. Ковшиков).
Тема 4. Основные механизмы устной речи
Анатомо-физиологические механизмы устной речи. Характеристика психологических механизмов речевой деятельности: осмысления, речевой памяти, прогнозирования. Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речевой деятельности.
Тема 5. Начальные фазы речевого онтогенеза
Крик и плач новорожденного, их связь с субъективным состоянием ребенка. Акустические особенности и функциональное значение первых голосовых проявлений.Период гуления, его основные характеристики, зависимость от обстановки общения. Фонетические характеристики раннего лепета, связь с ритмическими движениями, формирование физиологического механизма слогообразования. Период лепетных псевдослов. Развитие и изменение лепетных структур, особенности их воспроизведения.
Тема 6. Овладение звуковой формой слова
Образование фонологической системы у детей. Закономерности освоения артикуляционной стороны речепроизводства. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка, анализ определяющих ее факторов. Усвоение системы фонологических противопоставлений как основа формирования сознательных и произвольных артикуляционных движений.
Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры. Типология речевых ошибок, характерных для детской речи: пропуски, замены, искажения звуков в слове; модификация слов со стечением согласных.
Тема 7. Развитие лексики детской речи
Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребенка. Генерализация языковых явлений как основная закономерность речевого развития.
Становление механизмов номинации. Процесс овладения знаковой природой слова: формирование денотативного и сигнификативного значений.
Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизиции. Прямое и переносное значение. Развитие вербальных ассоциаций в детском возрасте. Усвоение лексико-семантических вариантов слова.
Тема 8. Овладение грамматическими закономерностями языка
Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых (простота, универсальность, наличие активно творческого поиска). Процесс овладения грамматическими правилами, их доминирование в создании речевой продукции.
Развитие морфологии. Основные тенденции в развитии грамматических форм: овладение способами морфологической маркировки, установление ориентировки на усвоение морфологической нормы, унификация формообразования. Иерархия усваиваемых детьми морфологических категорий. Последовательность их усвоения.
Развитие словообразования. Детское словотворчество как особый феномен речи, его ограниченность словообразовательными ресурсами языка. Словообразовательные инновации в детской речи.
Развитие синтаксиса. Период однословных предложений. Грамматика двусловного предложения: отсутствие специализации в употреблении грамматических словоформ. Появление первых грамматических противопоставлений. Маркирующих различие синтаксических функций. Переход к многословным высказываниям. Типичные случаи нарушения синтаксической нормы.
Тема 9. Онтогенетическое развитие связной речи
Усвоение техники построения диалога. Переход от спонтанных мини-диалогов к развернутым формам диалогической речи.
Монологическая речь дошкольника, ее репродуцирующая и произвольная фазы. Усвоение техники построения монолога. Показатели целостности и связности как основные параметры оценки монолога.
Тема 10. Социальные условия нормального развития речи
Социальный характер возникновения и развития речи. Эмоциональная и речевая депривация в младенчестве и раннем детстве, ее отрицательное влияние на речевое развитие ребенка. Основные функции речи. Стимуляция речевой деятельности в раннем детстве. Ее значение. Изучение закономерностей взаимодействия матери и ребенка.
Понятия речевой нормы.
Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Все-го часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||||
лекции |
семинары |
Практичес-кие занятия |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Детская речь как предмет научного изучения
|
6 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
2 |
Основные концепции усвоения языка |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
5 |
3 |
Общая периодизация речевого развития ребенка |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
4 |
Основные механизмы устной речи |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
5 |
Начальные фазы речевого онтогенеза |
10 |
1 |
- |
2 |
- |
6 |
6 |
Овладение звуковой формой слова |
9 |
2 |
- |
4 |
|
4 |
7 |
Развитие лексики детской речи |
9 |
2 |
- |
4 |
|
4 |
8 |
Овладение грамматическими закономерностями языка |
9 |
2 |
|
4 |
- |
6 |
9 |
Онтогенетическое развитие связной речи |
7 |
1 |
- |
4 |
|
4 |
|
Контроль |
27 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
108 |
12 |
- |
26 |
- |
43 |