Контакты:

1.      Место дисциплины в структуре ОП

 

Дисциплина Б1.О.15.03 «Основы абилитационной педагогики» относится к обязательной части первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.16.02 Психология развития, Б1.О.16.03 Специальная психология, Б1.О.16.07 Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ, Б1.О.15.02 Специальная педагогика.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин Б1.В.03 Педагогические системы образования детей с нарушениями речи Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи, Б1.В.ДВ.04.02 Логопедическая работа с детьми раннего возраста, для прохождения педагогической практики, а также для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации и для написания выпускной квалификационной работы.

 

 

2.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности;

- специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи;

- особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей.

Уметь:

- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

- дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

Владеть:

- методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

 

Знать:

- структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи;

- содержание, формы, методы, приемы и

средства    организации  образовательного

процесса, его специфику;

- современные                        специальные                         методики        и

технологии    обучения    и     воспитания

учащихся с нарушением речи.

Уметь:

- отбирать              необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами;

- планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением          речи          в        различных институциональных условиях;

- применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи.

Владеть:

- методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях;

- навыками   применения специальных методик и образовательных технологий в процессе           обучения        и воспитания обучающихся с нарушениями речи

 

 

Знать:

- компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий         потенциал;

- принципы   и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности;

Уметь:

- участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды;

- проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде.

Владеть:

- методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи;

- способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды.

 

3. Содержание дисциплины

Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы. Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий.

Современные методы социально-реабилитационной деятельности.

Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.

Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.

 

4. Тематический план

п/п

Разделы и темы

Все-го часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

семинары

Практичес-кие занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

 

Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы

 

6

1

-

2

-

3

2

Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

7

1

-

2

-

4

3

Нормативно-правовые основы абилитационных технологий

7

1

-

2

-

4

4

Современные методы абилитационной деятельности

7

1

-

2

-

4

5

Технологии абилитации лиц с нарушениями

интеллектуального развития

10

2

-

2

-

6

6

Технологии абилитации лиц с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

9

1

-

4

 

4

7

Технологии абилитации лиц с нарушениями речи

9

1

-

4

 

4

8

Технологии абилитации лиц с нарушениями зрения

9

1

 

2

-

6

9

Технологии абилитации лиц с нарушениями слуха

7

1

-

2

 

4

10

Абилитационная педагогика при расстройствах

аутистического спектра

 

10

2

-

4

-

4

 

Контроль

27

-

-

-

-

-

 

Итого

108

12

-

26

-

43