Контакты:
-
НИ
Наталья Викторовна ИвановаУчитель
1. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б1.О.15.03 «Основы абилитационной педагогики» относится к обязательной части первого блока дисциплин по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.
Для освоения обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин Б1.О.16.02 Психология развития, Б1.О.16.03 Специальная психология, Б1.О.16.07 Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ, Б1.О.15.02 Специальная педагогика.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин Б1.В.03 Педагогические системы образования детей с нарушениями речи Б1.В.10 Проектирование индивидуальных образовательных траекторий для лиц с тяжелыми нарушениями речи, Б1.В.ДВ.04.02 Логопедическая работа с детьми раннего возраста, для прохождения педагогической практики, а также для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации и для написания выпускной квалификационной работы.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенция |
Индикаторы достижения |
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий.
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение обучающимися адаптированной основной образовательной программы.
|
Знать: - требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности; - специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи; - особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей. Уметь: - взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; - применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития; - дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи. Владеть: - методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.
Знать: - структуру и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с нарушением речи; - содержание, формы, методы, приемы и средства организации образовательного процесса, его специфику; - современные специальные методики и технологии обучения и воспитания учащихся с нарушением речи. Уметь: - отбирать необходимое содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами; - планировать и организовывать процесс обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи в различных институциональных условиях; - применять специальные методики образовательные технологии в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушением речи. Владеть: - методами отбора необходимого содержания, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами в различных институциональных условиях; - навыками применения специальных методик и образовательных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи
Знать: - компоненты безопасной и комфортной образовательной среды, их дидактический и коррекционно-развивающий потенциал; - принципы и подходы к организации образовательной среды для школьников с нарушением речи, способы оценки ее комфортности и безопасности; Уметь: - участвовать в создании компонентов безопасной и комфортной образовательной среды; - проводить мероприятия по формированию у обучающихся с нарушением речи умений общения в среде сверстников, развитию умений поведения в виртуальной среде. Владеть: - методами создания элементов образовательной среды с учетом возможностей школьников с нарушением речи; - способами оценки комфортности, доступности и безопасности образовательной среды. |
3. Содержание дисциплины
Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы. Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий.
Современные методы социально-реабилитационной деятельности.
Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями речи.
Технологии социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха.
4. Тематический план
№ п/п |
Разделы и темы |
Все-го часов |
Формы занятий (в соответствии с учебным планом) |
||||
лекции |
семинары |
Практичес-кие занятия |
лабораторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Педагогическое сопровождение как интерактивная и интегративная гуманистическая технология коррекции и компенсации развития детей с ОВЗ с опорой на их сохранные силы
|
6 |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
2 |
Технологии абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
3 |
Нормативно-правовые основы абилитационных технологий |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
4 |
Современные методы абилитационной деятельности |
7 |
1 |
- |
2 |
- |
4 |
5 |
Технологии абилитации лиц с нарушениями интеллектуального развития |
10 |
2 |
- |
2 |
- |
6 |
6 |
Технологии абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
9 |
1 |
- |
4 |
|
4 |
7 |
Технологии абилитации лиц с нарушениями речи |
9 |
1 |
- |
4 |
|
4 |
8 |
Технологии абилитации лиц с нарушениями зрения |
9 |
1 |
|
2 |
- |
6 |
9 |
Технологии абилитации лиц с нарушениями слуха |
7 |
1 |
- |
2 |
|
4 |
10 |
Абилитационная педагогика при расстройствах аутистического спектра
|
10 |
2 |
- |
4 |
- |
4 |
|
Контроль |
27 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
108 |
12 |
- |
26 |
- |
43 |