Контакты:

1. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина Б1.О.17. Основы культурологии относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».

В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные на занятиях в школе.

Освоение дисциплины обеспечивает студентов знаниями, необходимыми для восприятия дисциплины «Философия», История (история России, всеобщая история».

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенция

Индикаторы достижения

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах.

Знать:

- закономерности, этапы и хронологические периоды исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; основополагающие понятия и термины исторической науки;

- особенности и основные характеристики межкультурного разнообразия общества,  историческую обусловленность межкультурного разнообразия общества, социально-исторические, этические и философские контексты межкультурной коммуникации.

Уметь:

- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;

- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира  (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения;

Владеть:

- навыками толерантного и конструктивного взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.

ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Знать:

- общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания обучающихся с нарушением речи;

- содержание программы духовно-нравственного воспитания;

- методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Уметь:

- планировать реализацию программы духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением речи;

- проводить мероприятия по духовно- нравственному воспитанию обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности;

- создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку;

- применять в учебном процессе разные формы внеклассной и внеурочной работы для решения задач познавательного и социально-личностного развития обучающихся;

- оценивать результаты реализации программы духовно- нравственного развития обучающихся с нарушением речи с учетом поставленных целей и задач, возрастных особенностей обучающихся, особых образовательных

потребностей.

Владеть:

- методами формирования у обучающихся с нарушением  речи нравственного сознания, опыта нравственного поведения и нравственных чувств.

 

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания. Основные понятия и категории культурологии

Становление культурологии в XIX-XX вв. Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Цель, задачи культурологического исследования. Состав современного культурологического знания. Современные представления о культуре, цивилизации, прогрессе и их взаимосвязях.

 

 

Тема 2. Историческая типология культуры.

Исторические типы культуры. Региональные культуры. Цивилизации. Культурно- исторические типы и различия между народами. Цивилизационные концепции культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Циклически-волновая концепция социокультурного развития П.Сорокина. Синергетические системы в определении основных исторических типов общества.

Тема 3. Субкультура и контркультура. Элитарная и массовая культура.

Субкультура. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики ее носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблема контркультуры. Контркультура. Различные подходы к изучению понятия контркультура. Массовая и немассовая культура. Элитарная культура.

Тема 4. Историческая культурология.

Культурогенез и первобытная культура. Культура древних цивилизаций Культурогенез и первобытная культура.

Тема 5. Культура древних цивилизаций. Культура античного мира.

 Культура древних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет и Мезоамерика. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока. Культура античного мира.

Тема 6. Культура средневековья.

 Культура средневекового Востока, культура Африки. Культура Византии. Культура средневековой Европы.

Тема 7. Культура западной Европы в Новое время.

Гуманистические ценности культуры Возрождения. Европейская культура XVII в. Историко-культурные процессы в век Просвещения. Развитие культуры в Европе XIX в.

Тема 8. Мировые достижения в культура  ХХ – ХХI вв.

Достижение цивилизации и культуры ХХ в. Модернизм как ведущее направление развития культуры ХХ в. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начале ХХI вв.

Тема 9. История Русской культуры.

Древняя Русь. Культура Московской Руси. Реформы Петра I и послепетровское время. Самобытность русской культуры.

Тема 10. История Русской культуры XIX-XX вв.

Серебряный век русской культуры. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России. Эстетическая и художественная культура в советское время. Русская культура в эмиграции. Проблемы и перспективы развития культуры в современной России.

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации (зачет)

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

Тест № 1

 

1.Выберите вариант правильного ответа. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»

а) общество; 

б) культура;

в)техника;

г) образование.

 

2. Выберите вариант правильного ответа. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?

 а) А. Шопенгауэр;

б) Г.Гегель;

в) И.Кант;

г) Ф.Ницше.

3. Выберите вариант правильного ответа. Структура современного культурологического знания включает:

а) онтологию, гносеологию, этику, философию искусства и культуры;

б) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;

в) философскую антропологию, культурную антропологию, социальную антропологию; г) цифилиографию, историю европейской и отечественной культуры.

 

4.Назовите автора концепции социокультурной динамики.

а) Н.Бердяев;

б) Н.Данилевский;

в) П.Сорокин

 г) А.Лосев.

 

5. Какие внешние факторы, влияющие на культуру, выделяет А. Тойнби в своей концепции «вызовов-и-ответов»?

а) природно-географические условия;

б) климатические условия;

в) нашествие других народов;

г) влияние других культур;

д) все перечисленные.

Критерии оценивания ответов по тестам

Оценка «отлично» выставляется студентам, которые справились на 100% с заданиями.

Оценка «хорошо» выставляется студентам, которые справились на 80%.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые  справились на 60%

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, которые  справились на 40% или вообще не справился.

Критерии оценивания на зачете

Оценка «зачтено» выставляется студентам, которые справились со всеми запланированными выступлениями, докладами (не получили за них неудовлетворительных оценок) и при условии выполнения теста на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка «не зачтено» выставляется студентам, которые не справились со всеми запланированными выступлениями, докладами (получили за них неудовлетворительные оценки) и при условии выполнения теста на «неудовлетворительно».

Вопросы для самостоятельной подготовки к зачету

1.Становление культурологии в XIX-XX вв. Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Цель, задачи культурологического исследования. Состав современного культурологического знания.

 2. Основные понятия и категории культурологии. Этапы развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение.

 3.Культурные ценности и нормы. Ценности, виды ценностей, система ценностных ориентаций. Регулятивы и нормы, социокультурные нормы. Общекультурные, групповые и ролевые нормы.

4.Исторические типы культуры. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

5. Цивилизационныйе концепции культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Циклически-волновая концепция социокультурного развития П.Сорокина. Синергетические системы в определении основных исторических типов общества.

6. Субкультура и контркультура. Элитарная и массовая культура.

7. Культурогенез и первобытная культура.

8.Культура древних цивилизаций. Культура античного мира.

9.Культура средневековья. Культура средневекового Востока, культура Африки. Культура средневековой Европы.

10.Культура западной Европы в Новое время.

11.Достижение цивилизации и культуры ХХ в. Модернизм как ведущее направление развития культуры ХХ в. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начале ХХI вв.

12.История Русской культуры. Древняя Русь. Культура Московской Руси. Реформы Петра I и послепетровское время. Самобытность русской культуры.

13. История Русской культуры XIX-XX вв. Серебряный век русской культуры. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России. Развитие культуры ХХ- ХХI вв.


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.1 Основная литература

 

1. Джуринский, А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Джуринский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 257 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00645-2. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/A37403F0-1C41-423D-8272-B393D3ABD097

2. Петрушин, В. И. Психология художественного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / В. И. Петрушин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 232 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534- 04904-6. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/CD677A9C-B2A0-4D43-9ADAF10ED5A73AF7

3. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Петрушин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 221 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04905-3. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/DB94940C-A896-4D84-9BD1-662F4656F1DC

 

7.2 Дополнительная литература

 

 1. Драч Г.В., Штомпель О.М.,Штомпель Л.А., Королева В.К. Культурология: Учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2010.

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. Пособие для студ. вузов / под науч. Ред Г.В. Драча. 3-е изд. Доп. и переработ. Ростов-на Дону: Феникс, 20012

3. История культурологии: учебник для бакалавров / В.М. Дианова, Ю.Н. 4.Солонин. -3-е изд. испр. И доп. – М.:Издательство Юрайт, 2013. Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособ. для вузов / Под ред. Проф. Г.В. Драч. М.: Гардарика, 2009.

4.  Культурология: История мировой культуры: учебн. Для студентов вузов / Ф.О. Айсина, С.Д. Бородина и др.; под. Ред. Н.О. Воскресенской. М. Юнити-Дана, 2010. Рекомендовано Минобр.

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1.      Отделение Российской Академии наук (ОФСПП): http:// www.che.nsk.su/ RAN/WIN/STRUCT/DIVISION.HTM.

2.      Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru/

3.      Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru/

4.      Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/index.html

5.      Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета:

6.      http://www.lib.pu.ru/

7.      Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru 

8.      www.gramota.ru Справочно-информационный портал

9.      www. gramma.ru Культура письменной речи

10.  www.auditorium.ru Информационно-образовательный портал