Контакты:

Дисциплина «Культурология» (Б1.Б.42) относится к базовой части программы бакалавриата по направлению «Психология», профиль «Психология консультиирования».

В ходе освоения дисциплины актуализируются и углубляются знания, полученные студентами в процессе предшествующего изучения таких дисциплин образовательной программы, как «Б.1.Б.11. Введение в профессию», «Б.1.Б.18. Этнопсихология» с которыми данная дисциплина содержательно и логически взаимосвязана.

Освоение дисциплины «Культурология» обеспечивает студентов знаниями, необходимыми для восприятия дисциплины «Б.1.В.ДВ.2.1. Психология понимания», «Б.1.ВД.2.2. Психология лжи».

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: структуру и состав современного культурологического знания, основные понятия и категории культурологии, функции культуры, исторические типы культуры, механизмы культурной динамики, культуры древних цивилизаций, культуры античного мира, средневековья, процессы становления и развития мировых цивилизации и культур в ХХ – начале ХХI вв, историю становления и развитая Русской культуры, проблемы и перспективы развития культуры в современной  России, значение и основные направления прикладной культурологии.

Уметь: анализировать социокультурное пространство с применением современных методов культурологии, самостоятельно изучать учебную и научную литературу, содержащую знания о культуре, применять полученные знания при изучении других дисциплин и в профессиональной деятельности.

Владеть: теоретическими и практическими навыками освоения дисциплины, навыками самостоятельной работы.

 

3.Содержание дисциплины

 

Становление культурологии в XIX-XX вв. Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Основные подходы к изучению культурологии. Модели современных культурологических исследований. Цель, задачи культурологического исследования. Состав современного культурологического знания.

Основные понятия и категории культурологии. Современные представления о культуре, цивилизации, прогрессе и их взаимосвязях.

Происхождение и смысл термина «культура». Этапы развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение. Современные представления о культуре, цивилизации, прогрессе и их взаимосвязях. Функции культуры.

Культура и человек. Культура и общество. Культура и природа. Экология культуры. Культурные сценарии деятельности: культура мышления, культура общения, культура труда, культура учебы.

Информационно-семиотический подход к культуре. Основные типы знаковых систем культуры. Типология знаковых систем культуры: естественные знаки, функциональные знаки, иконические знаки, конвенциональные знаки, вербальные знаковые системы.

Ценности, виды ценностей, система ценностных ориентаций. Регулятивы и нормы, социокультурные нормы. Общекультурные, групповые и ролевые нормы. Ментальное поле культуры, уровни ментальности.

Исторические типы культуры. Региональные культуры Цивилизации. Культурно-исторические типы и различия между народами. Цивилизационные концепции культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж.Тойнби.

Циклически-волновая концепция социокультурного развития П.Сорокина.

Синергетические системы в определении основных исторических типов общества.

Народ, этнос, нация. Этническая и национальная культура. Народная культура. Культура социальных слоев и групп. Специфика культуры традиционных обществ.

Региональная типологизация культуры.

Субкультура. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики ее носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблема контркультуры. Контркультура. Различные подходы к изучению понятия контркультура.

Массовая и немассовая культура. Элитарная культура.

Культурогенез и первобытная культура. Культура древних цивилизаций: Месопотамия, Древний Египет и Мезоамерика. Культура Западной Азии. Индия и Китай как особые культуры Древнего Востока.

Крито-микенская культура. Культура Древней Греции, Древнего Рима.

Культура средневекового Востока, культура Африки. Культура Византии. Культура средневековой Европы.

Гуманистические ценности культуры Возрождения. Европейская культура XVII в. Историко-культурные процессы в век Просвещения. Развитие культуры в Европе XIX в.

Своеобразие достижений цивилизации и культуры ХХ в. Модернизм как ведущее направление развития культуры ХХ в. Постмодернизм в мировой культуре ХХ – начале ХХI вв.

Древняя Русь. Культура Московской Руси. Реформы Петра I и послепетровское время. Русская культур XIX в. Самобытность русской культуры.

Серебряный век русской культуры. Нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России. Эстетическая и художественная культура в советское время. Русская культура в эмиграции. Проблемы и перспективы развития культуры в современной  России.

Значение и основные направления прикладной культурологии. Цели, способы, средства и формы современной социально-культурной деятельности. Тенденции развития прикладной культурологии в современном мире.

Текущий контроль

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала в процессе занятий во время сессий: участие в дискуссиях, заслушивание подготовленных вопросов для самостоятельной работы, написание сообщений по отдельным темам курса, показ и комментарии к презентациям.

 Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости

Тема 1 Структура и состав современного культурологического знания.

1.Назавите основные этапы становление «Культурологии» в XIX-XX вв. 2.Назовите предмет культурологии, ее структура и разделы.

3.Назовите основные понятия и категории культурологии.

4.Когда, где и с каким значением появилось слово «культура»? Современные представления о культуре, цивилизации, прогрессе и их взаимосвязях.

5.Этапы развития представлений о понятии «культура»: Античность, Возрождение, Просвещение.

6.Что общего и каковы отличия в содержании понятий «цивилизация» и «культура»?

7.Назавите выделяемые исследователями функции культуры.

 

Тема 2. Антропологические аспекты культуры

1.Опишите культурные сценарии деятельности: культура мышления, культура общения, культура труда, культура учебы.

2.Как связаны между собой экология природы и экология культуры?

3.Каковы возможности воплощения культуры в сферах хозяйства, политики, права?

4.В чем сущность нравственной культуры?

5.Определите основные направления взаимодействия между культурой и личностью.

6.Как взаимосвязаны между собой культура и религия, культура и образование, культура и наука?

 

 

Тема 3.Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры)

1.Сто такое знак, знаковая система?

2.Назовите типы знаков?

3.Каково значение терминов «язык», «код»?

4.Как понимается культура с семиотической позиции?

5.Что такое «текст» в культурологии?

6.Возможно ли понять то, что называют материальной культурой, через представление о знаках, символах, ценностных смыслах, воплощенных в предметности явлений?

7.Почему и в каком смысле искусства может считаться универсальным языком культуры?

 

Тема 4.Культурные ценности и нормы

1.Перечислите известные вам общечеловеческие ценности культуры.

2.В чем состоит различие между ценностями культуры и ценностными ориентациями личности?

3.Назовите известные вам регулятивы и нормы, социокультурные нормы.

4.В чем различие общекультурных, групповых и ролевых нормы.

5.Дайте определение понятию «ментальное поле культуры», назовите уровни ментальности.

 

Тема 5-6. Историческая типология культуры

1.Что такое культурно-исторические типы? Назовите принятые в научном мире классификации исторических типов культур.

2.Назовите особенности региональные культуры.

3.Охарактиризуйте основные подходы к проблеме культурно-исторических типов в цивилизационных концепциях культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж.Тойнби.

4.Какие типы культур выделены в циклически-волновой концепции социокультурного развития П.Сорокина.

5.назавите и охарактеризуйте синергетические системы в определении основных исторических типов общества.

 

Тема 7. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

1.Дайте определение понятиям «народ», «этнос», «нация». Назовите основные отличия этническая и национальная культура.

2.На какой основе формируется и в чем проявляется национальное своеобразие культур?

3.В каких значениях употребляется термин «народная культура»?

4.Чем определяются и в чем выражаются культурные различия разных слоев общества, его профессиональных групп.

5.Что такое «культурная традиция2, какова специфика культуры традиционного общества, способ и средства передачи социокультурного опыта?

6.Как связано между собой общечеловеческое, этнонациональное специфически социальное в культуре?

7.Как проявляется ментальность личности и национальный характер?

 

Тема 8. Субкультура и контркультура. Элитарная и массовая культура.

1.Дайте определение понятию «субкультура».

2.Раскройте основные подходы к принципу дифференциации культуры на субкультуры (по принципу социальной специфики ее носителей). 3.Что означает «маргинальный характер субкультур»?.

3.Дайте определение понятию «контркультура». В чем заключается проблема контркультуры. Перечислите различные подходы к изучению понятия контркультура.

4.Что означает «массовая и немассовая культура», «элитарная культура»?

5.Как проявляют себя в жизни общества субкультуры, в частности молодежные?

6.Определите, в чем состоит своеобразие элитарной и массовой культур и какова взаимосвязь между элитарным и массовым в культуре современности.

 

Тема 9-10. Историческая культурология. Культурогенез и первобытная культура. Культура древних цивилизаций

1.Каков смысл понятий «культурогенез», «антропосоциокультурогенез»?

2.В чем заключается первобытность в возникновении культуры?

3.Что такое каменный век и на какие этапы он делится исследователями?

4.Какова роль мифов и верований в первобытной культуре?

5.Каковы основные цивилизационные и культурные достижения Древней Месопотамии, Древнего Египеат и Мезоамерики?.

6.Каковы основные цивилизационные и культурные достижения древних цивилизаций Западной Азии. Древних Индии и Китай?

7.Назовите культуры Древнего Востока.

 

Тема 11-12. Культура античного мира. Культура средневековья.

1.Каковы особенности Крито-микенской культуры?

2.В чем своеобразие древнегреческой мифологии и религии? Каковы важнейшие достижения культуры Древней Греции?

3.В каких отношениях культура Древнего Рима основана на ее связи с древнегреческой?

4.В чем своеобразие культуры средневекового Востока?

5.Какова суть единства религий, права и нравственности в тибетском буддизме?

6.Назовите особенности и достижении африканской культуры.

7.На чем основано своеобразие византийской культуры?

8.Охаратеризуйте особенности культуры европейского Средневековья: религиозно-церковный, народный (крестьянский и городской) и светской, рыцарской.

 

Тема 13-14. Культура западной Европы в Новое время.

1.Что представляет собой антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.? В чем смысл возрожденческого индивидуализма?

2.Каковы гуманистические ценности, достижения и памятники художественной культуры Ренессанса?

3.Что характерно для развития мировоззрения, науки и искусства Европы XVIIв.?

4.Почему XVIIIв. в истории Европы называется веком Просвещения?

5.В чем состоит своеобразие мировоззрения и политических концепций и процессов, характерных для Европы XIX в.?

6.Какие художественные направления XIX в. вы знаете?

 

Тема 15. Мировые цивилизации и культура в ХХ – начале ХХI вв.

1.Назовите основные достижения цивилизации и культуры ХХ в.

2.Почему в ХХ в. появляется представление о противоположности культуры и цивилизации?

3.Каков смысл понятия «модернизм» применительно к культуре, в частности к художественной?

4.Каковы новаторские идеи и достижения модернистов в ХХ в.?

5.Назавите и охарактеризуйте известные вам модернистские направления в художественной культуре ХХ в.

6.Какие смыслы содержит в себе понятие «постмодернизм»? Каково значение постмодернизма в мировой культуре ХХ – начале ХХI вв.

 

Тема 16. История Русской культуры.

1.Каковы достижения древнерусской культуры в период Киевской и Новгородской Руси?

2.Как происходило становление русской национальной культуры в Московском государстве?

3.В чем состояло культурное значение реформ Петра I и поворота в сторону европеизации в период правления Екатерины II?

4.Какими достижениями характеризуется период расцвета русской культуры XIX в.?

5.Какие своеобразные качества русской культуры отмечались ранними славянофилами?

6.В чем К.Леонтьевым виделось существенное своеобразие русской культуры? Что писал по этому поводу В.С. Соловьев?

7.Какие противоречивые свойства русской нации и культуры выделил Н.А. Бердяев?

 

Тема 17. Российская культура в ХХ – начале ХХI вв.

1.Какова природа развития и почему называется Серебряным веком русской культуры?

2.Как изменились социальные слои – носители русской культуры в России после революции 1917г.?

3.Что произошло в советский период с таким ценностями российской жизни, кА Церковь, Вера и Отечество?

4.Каким изменениям подверглась нравственная культура и ее ценности в послереволюционной России?

5.Как развивалась эстетическая и художественная культура в советское время?

6.Какие изменения в художественной культуре СССР произошли в период после Великой Отечественной войны?

7.Что своеобразного было в развитии  образования в Советской стране?

8.Почему было столь значимо развитие русской эмигрантской культуры? 9.В чем состоят основные проблемы и и каковы перспективы развития культуры в современной России?

 

Тема 18.Приклодная культурология

1.В чем состоит социальная роль прикладной культурологии?

2.Назовите основные направления прикладной культурологии.

3.Назавите основные цели, способы, средства и формы современной социально-культурной деятельности.

4.Назовите культурологические аспекты национальных проектов развития культуры.

5.Назавите тенденции развития прикладной культурологии в современном мире.

6.Сравните прикладное значение и практическое применение культурологии и других гуманитарных наук.

 Перечень основной и дополнительной учебной литературы

 

Основная литература

1.Голуб И.Б Стилистика русского языка / И.Б Голуб. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 487 с. Режим доступа:

https://biblio-online.ru/viewer/F259D40C-9366-47BF-BA99-25D5715F6F13

2.Багновская Н.М. Основы культурологии: учеб. Попобие для студ. вуза / Н.М. Багоновская. М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2004. Рекомендовано Минобр.

3.Кармин А.С. Культурология: Культурология: учебник для студентов / А.С. Кармин, Е.С.Новикова. –СПб.: Питер, 2004.

4.Кармин А.С. Культурология: Культурология: учебник для студентов вузов / А.С. Кармин. -3-е изд., стер.- СПб.: Лань, 20042.

5.Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Каган. М.: Высшее образование. 2007. Рекомендовано Минобр.

6.Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под науч. Ред. Г.В. Драча. -4-е изд, доп., перераб. Ростов-на Дону: Феникс, 2009.

.Культурология: Учебн. Для вузов./ СПб. Гос.ун-т.; Под. Ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Каган. М.Юрайт, 2005. Рекомендовано Минобр.

8.Культурология: учебник / В.П. Большаков, Е.П. Борзова, С.Н. Иконникова и др.; науч.ред С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. – Москва: Проспект, 2013.

 

Дополнительная литература:

1.Драч Г.В., Штомпель О.М.,Штомпель Л.А., Королева В.К. Культурология: Учебник для вузов.–  СПб.: Питер, 2010.

2.История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. Пособие для студ. вузов / под науч. Ред Г.В. Драча. 3-е изд. Доп. и переработ. Ростов-на Дону: Феникс, 2004

3.История культурологии: учебник для бакалавров / В.М. Дианова, Ю.Н. 4.Солонин. -3-е изд. испр. И доп. – М.:Издательство Юрайт, 2013.

Культурология в вопросах и ответах: учеб.пособ. для вузов / Под ред. Проф. Г.В. Драч. М.: Гардарика, 2006.

5. Культурология: История мировой культуры: учебн. Для студентов вузов / Ф.О. Айсина, С.Д. Бородина и др.; под. Ред. Н.О. Воскресенской. М. Юнити-Дана, 2006. Рекомендовано Минобр.

6.Культурология: Курс лекций: учеб. Пособ. Для вузов, сост. И отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2005.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

I. Сайты базовых академических структур

1.    Отделение Российской Академии наук (ОФСПП): http:// www.che.nsk.su/ RAN/WIN/STRUCT/DIVISION.HTM.

 

II. Электронные библиотеки

1.Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru/

2.Научная электронная библиотека: http://txt.elibrary.ru/

3.Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: http://www.lib.msu.su/index.html

4.Открытая русская электронная библиотека: http://orel.rsl.ru/index.shtml

5.Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета:

http://www.lib.pu.ru/

6.Университетская информационная система «Россия»: http://uisrussia.msu.ru