Дисциплина Б1.О.09. «Профессиональная этика» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль): «Логопедия».

Для освоения данной дисциплины, студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», «Психология», «Специальная психология».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой  для последующего изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование детей с ОВЗ», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи» и другие, а также производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.

 

1.      Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

Универсальные компетенции

(УК)

 

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах.

Знать:

- закономерности, этапы и хронологические периоды исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории; основополагающие понятия и термины исторической науки;

- особенности и основные характеристики межкультурного разнообразия общества,  историческую обусловленность межкультурного разнообразия общества, социально-исторические, этические и философские контексты межкультурной коммуникации.

Уметь:

- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;

- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира  (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения;

Владеть:

- навыками толерантного и конструктивного взаимодействовия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции.

ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии
с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

 

Знать:

- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в сфер образования в Российской Федерации;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания       детей  и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

- федеральные государственные образовательные стандарты           (далее ФГОС) общего образования           детей с ограниченными возможностями здоровья;

- законодательные документы о правах ребенка в РФ и о правах инвалидов, конвенцию о правах ребенка;

- основы семейного права, актуальные вопросы трудового законодательства.

Уметь:

- применять основные         нормативно- правовые акты в сфере        образования и нормы профессиональной этики.

Владеть:

- навыками применения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - в условиях реальных педагогических ситуаций;

- навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с нарушением речи    и адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП) в части анализа содержания, организации            и функционирования системы общего образования обучающихся с ОВЗ.

ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знать:

- основные закономерности семейных отношений,     позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- закономерности     формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских            и подростковых сообществ;

- основные     технологии    социально-педагогического взаимодействия;

- специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи.

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- отбирать   и   использовать  адекватные  методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно- образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения;

- методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума;

- действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей;

- действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи;

- навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей;

- навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся.

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

Прикладная этика как «практическая философия». Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Профессиональная этика педагога, сущность функции (специфика педагогической деятельности, этика отношения педагога к своему труду).

Тема 2. Этика отношений в системе «педагог - обучающийся»

Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры» его общения с учащимися.

 

Тема 3. Этика отношений в системе «педагог-педагог»

Этика служебных отношений «по горизонтали».Этика служебных отношений «по вертикали».

Тема 4. Этика педагога и ученого в системе высшего образования

Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педа­гог-студент». Вузовское образование и этика науки.

Тема 5. Этика гражданственности и политическая культура педагога

Гражданское общество, гражданин, гражданственность. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности. Политическая этика и политическая культура. Патриотизм – основной принцип этики гражданственности. Национальные особенности патриотизма и политической культуры. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина.

Тема 6. Этика и культура межличностного общения педагога. Этикет в профессиональной культуре педагога

Общение как нравственная ценность: сущность и предназначе­ние. Культура и антикультура общения. Этика интимных отношений. Этика общения в виртуальной реальности. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения. Этикет и его особенности. Краткий очерк истории этикета. Основные нормы и принципы этикета. Правила этикета для конкретных ситуаций. Этикет в речевой деятельности. Этикетная культура в одежде. Этикет «неформальных» мероприятий. Правила поведения за столом.

 

4.      Тематический план

п/п

Разделы и темы

Все-го часов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

лекции

семинары

Практичес-кие занятия

лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду

12

2

-

2

-

8

2

Этика отношений в системе «педагог- обучающийся»

14

4

-

2

-

8

3

Этика отношений в системе

« педагог-педагог»

16

4

-

4

-

8

4

Этика педагога и ученика в системе высшего образования

14

2

-

4

-

8

5

Этика гражданственности и политическая культура педагога

12

2

-

2

-

8

6

Этика и культура межличностного общения педагога. Этикет в профессиональной культуре педагога

13

2

-

2

-

9

7

Контроль

27

-

-

-

-

27

 

Итого

108

16

-

16

-

76

 

 

5.      Виды образовательной деятельности

 

Занятия лекционного типа

 

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его от­ношения к своему труду

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессио­нальная солидарность и корпоративность. Частные принципы профессиональ­ной этики.Специфика и разновидности профессиональной этики. Профессио­нальные деонтологии и моральные кодексы.

Специфика педагогической деятельности.Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педаго­гической деятельности. Социальные задачи отбора (селекции), хранения (кон­сервации) и передачи (трансляции) знания. Опасность личного консерватизма педагога Творчество и проблема «конкурентоспособности» в педагогической деятельности. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как от­ражение специфики педагогической деятельности.Нравственный смысл во­проса о профессиональной пригодности. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учи­теля.

Тема 2. Этика отношений в системе «педагог-обучающийся» 

Отношения в системе «педагог — обучающийся»: общение «по вертика­ли».Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в обще­нии педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования. Специфика и «барьеры» общения «по вертикали». «Противопо­ложность» установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры). Принципы гуманизма и демократизма как ос­нова общения в системе «педагог - обучающийся».Доброжелательность, дове­рие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в обще­нии с учащимися. Нормы и требования к общению в системе «педагог - обу­чающийся»: корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащих­ся; недопустимость унижения достоинства учащихся; «требования к требова­тельности» педагога; проблема дистанции в современной педагогике.

Тема 3. Этика отношений в системе «педагог-педагог»

Общие морально-психологические основы профессионально-делового об­щения.Роль морально-психологического климата в коллективе: отрицательный и положительный микроклимат, формальные и неформальные отношения в коллективе. Структура коллектива.Социально-психологические слои коллектива. Коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассив­ные, изолированные – учет их особенностей в профессиональном общении. Статус личности в коллективе: «звезды», «предпочитаемые», «отверженные» и др. Распределение «ролей» в коллективе («генераторы идей», «исполнители», «эксперты», «критики» и др.).Культура делового общения. Демократичность, компетентность, толерантность как общие принципы современных деловых от­ношений. Надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, поря­дочность и коммуникабельность как нормы поведения в деловом общении. Не­которые принципы и «секреты» делового общения. Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали»– с коллегами и «по вертикали» – с администрацией. Этика общения в педагогическом коллек­тиве «по горизонтали» – в системе «педагог-педагог» («отношения в учитель­ской»). Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. Диалогичность, плюрализм, толерантность как основа об­щения «по горизонтали». Специфика взаимоотношений в педагогическом кол­лективе. Объективные факторы, определяющие эту специфику: сложности в оценке педагогического труда и их последствия; проблема «неравенства» в пе­дагогическом коллективе; проблема педагогического авторитета и мастерства; проблема критики в педагогическом коллективе; общение с молодыми колле­гами. Субъективные факторы, влияющие на микроклимат в педагогическом коллективе: разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взгля­дах и убеждениях; «индивидуализм» педагогической деятельности: обострен­ная потребность педагога в авторитете и «профессиональные заболевания» (ам­бициозность, максимализм, подозрительность, обидчивость). Штампы и сте­реотипы в поведении учителя. Недопустимость и преодоление в себе «педаго­гического чванства», высокомерия, самоуверенности и самолюбования, макси­мализма и бескомпромиссности. Толерантность, тактичность, терпимость к инакомыслию, стремление к взаимопониманию - необходимая основа педаго­гической культуры. Отношения «по вертикали» – административные отноше­ния управления и подчинения в педагогическом коллективе. Роль «человече­ских отношений» в административно-деловом общении. Стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема лидерства и автори­тета. Принцип социальной справедливости и демократичности и их проявление в общении руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе. Эти­кет делового общения. Служебный этикет, его нормы и правила. Проблема су­бординации в педагогическом коллективе. Манеры поведения и внешний вид педагога, его имидж.

Тема 4. Этика педагога и ученого в системе высшего образования

Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношений со студентами. Демократизация со­временного вузовского образования и переход от парадигмы «обучения» к парадигме «учения» будущих специалистов. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого: соблюдение научной объек­тивности в исследованиях; честность и добросовестность (проблема ошибки, компиляции и плагиата); требование доказательности; скромность и самокри­тичность; уважение оппонентов и трудов предшественников. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. Психологиче­ская совместимость и несовместимость и их роль в научном коллективе. Спе­цифика конфликтов в научных коллективах. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потен­циалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов». Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе: умение поставить задачу, аргументированно убеждать, распределять «роли» в коллективе. Соблюдение руководителем этических норм общения и управления. «Искусство руководства» научными сотрудниками. «Моральные кодексы» ученых и их роль в регуляции общения в вузовских на­учных коллективах.

Тема 5. Этика гражданственности и политическая культура педагога

Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся. Политическая культура педагога. Нормативный характер этики гражданственности. Основные понятия этики гражданственности: гра­жданское общество, гражданин, гражданственность. Права и обязанности, сво­боды и ответственность гражданина. Понятия равенства и справедливости, чес­ти и достоинства гражданина. Патриотизм и космополитизм. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность – основ­ные моральные принципы политических отношений. Политическая компетент­ность, историческая память, национальное самосознание – моральные качества и нормы гражданского поведения. Гражданственность и формы социально- политической активности личности. Гражданственность и отношение к поли­тической власти: этика сотрудничества и противостояния. Конформизм и нон­конформизм. Насилие и этика ненасилия. Политический тоталитаризм и авто­ритаризм, экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявления ан­тикультуры в политике.

Тема 6. Этика и культура межличностного общения педагога. Этикет в профессиональной культуре педагога

Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной дея­тельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализации педагога и как средст­во манипулятивного воздействия на личность учащегося. Нравственные осно­вания общения. Роль моральных принципов и норм в общении. Гуманизм и ав­торитаризм, альтруизм и эгоизм в общении. Психо-эмоциональные основания общения: возрастные, половые, психические характеристики личности. Экстравертность и интровертность. Знание себя и другого как психологическая основа общения. Психологический тип личности и его влияние на характер межлично­стного общения. Совместимость и несовместимость, симпатия и антипатия в общении. Культура общения: понятие, признаки, структура. Диалог как основ­ная форма общения. Умение слушать и вести диалог как признаки профессио­нализма педагога. Понимание и взаимопонимание в общении. Терпимость и не­терпимость в общении. Антикультура в общении. Диагностика и преодоление «дефектных уровней» и «барьеров» общения. «Секреты» и «тайны» общения. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся. Педагог в про­блемном поле молодежной субкультуры: этика взаимопонимания и общения. Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной ре­альности: профессиональная готовность педагога.

Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный ха­рактер этикета. Отражение в этикете социокультурных и национальных осо­бенностей общества. Основные требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе. Общие принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Приветствия, обращение, знакомство. Манеры, жесты, мимика, позы. Этикет в речевой деятельности. Культура речи и речевой эти­кет. Этикет ведения беседы. Этикет телефонного общения. Простейшие прави­ла поведения в общественных местах: на улице, в транспорте, кино, театре, дискотеке; в деловой обстановке – на занятиях и на работе. Этикет официаль­ных и неофициальных мероприятий. Официальные приемы: организация и про­ведение. Правила поведения в ресторане и в гостях. Этикет застолья. Культура в одежде.

 

6.      Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)

 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

 

Темы рефератов

Профессиональная этика педагога

1.      Свобода и ответственность в деятельности педагога.

2.      Педагог – профессия творческая?

3.      Консерватизм – добро или зло в педагогической профессии?

4.      Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.

5.      Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?

6.      Внутренний и внешний имидж педагога.

7.      Эмоциональный мир педагога.

8.      Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

9.      Нравственные коллизии отношений в учительской.

Этика гражданственности

10.  Мораль и власть.

11.  Политическое насилие и нравственность.

12.  Политика – «грязное дело»?

13.  Нравственный принцип толерантности в политике.

14.  Формы морального протеста в демократическом обществе.

15.  Моральная демагогия и политические репрессии.

16.  Национальное самосознание как фактор нравственной культуры народа

17.  Историческая память и историческийманкуртизм.

18.  Нравственно-психологические основы тоталитаризма.

19.  Конформизм и нонконформизм как индекс нравственной культуры.

Экологическая этика

20.  Этика экологическая и этика биомедицинская: точки соприкосновения.

21.  Проблема жизни и смерти как центральная нравственная проблема.

22.  Гуманность как основа биомедицинской деятельности.

23.  Морально-этические проблемы научно-технического прогресса в медицине.

24.  Этические проблемы генной инженерии и клонирования.

25.  Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг.

26.  Хосписы – готовы ли мы к ним?

Этика и культура общения

27.  Общение: искусство или наука?

28.  Общение как ценность.

29.  Творчество в общении и общение в творчестве.

30.  Проблема понимания в общении.

31.  Трагедия непонимания в общении.

32.  Одиночество – альтернатива общения.

33.  Симпатия и антипатия в общении.

34.  Толерантность в общении: значение, границы, мера.

35.  Человек – цель или средство общения?

36.  «Барьеры» общения и их преодоление.

37.  Общение и юмор.

38.  Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.

39.  Духовность и душевность в общении.

40.  Милосердие как нравственный принцип отношения человека к челове­ку.

41.  «Секреты» общения в семье.

42.  Отцы и дети: парадоксы общения.

43.  Дружба как высшая нравственная ценность.

44.  Любовь как отношение и влечение.

45.  Любовь и ее парадоксы.

46.  Любовь и верность, любовь и ревность.

47.  Любовь, секс, эротика.

48.  Любовь мужчины и любовь женщины.

49.  Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.

50.  Супружеские конфликты: способы выхода из них.

51.  Реферат по книге Ю. Рюрикова «Три влечения».

52.  Реферат по книге Э. Фромма «Искусство любви».

53.  Реферат по книге «Русский эрос» (раздел по выбору).

Этикет и его нормы

54.  Этикет: исторические корни и современный смысл.

55.  Этикет народов мира.

56.  Роль этикета в деловом общении.

57.  Светский этикет.

58.  Как вести себя в гостях.

59.  Как принимать гостей.

60.  Правила поведения за столом.

61.  Современный речевой этикет.

62.  Мода и этикет.

Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих  и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материал

 

Требования к презентациям

Подготовка презентации в MicrosoftPowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·   Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·   Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·   Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

 

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

1. Сколько времени в научном смысле существует этика?
a) более 20 веков;
b) более 10 веков;
c) с конца 18 века;
d) с IV века до нашей эры.

 

2. Что за наука «этика»?
a) которая изучает добродетели;
b) об общепринятых и повторяющихся формах поведения людей
c) о морали, нравственности;
d) о нравах, обычаях.

3.Каким этическим нормам уделяется внимание в рамках западной европейской культуры?
a) польза, выгода, трудолюбие;
b) справедливость, добро, благо;
c) честь, свобода, вера.

4. Что такое мораль?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
b) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
c) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

5. Что такое социальные нормы?
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы)правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
b) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
c) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению;
d) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.

6. Что такое традиции?
a) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
b) представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
c) духовно-нравственные правила человеческого общежития, основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания.
d) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.

7. Кому принадлежит этический памятник “Домострой”?
a) Древней Греции;
b) Индии;
c) России.

8. Что представляют собой нормы общественных организаций?
a) наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе, которые выверены временем и длительно существуют.
b) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
c) правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
d) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.

9. Что изучает «деонтология»?
a) учение о правилах поведения;
b) учение об общественных нравах и обычаях;
c) учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.

10. Кто является основателем этики?
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
c) Аристотель (384-322 до н.э.),
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

11. Кто впервые использовал термин «этика» (ethica) для обозначения науки, которая изучает добродетели:
a) Платон (428-328 до н.э.)
b) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.).
c) Аристотель (384-322 до н.э.),
d) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

12. Что подразумевается под деловой беседой?
a) использование лести;
b) использование литературного языка;
c) комплиментарное воздействие;
d) чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона

13. Сколько этапов в истории развития этики как науки?
a) 3 этапа: античная этика, средневековая этика, современная этика.
b) 2 этапа: античная этика, современная этика.
c) 5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
d) 4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.

14. Кто ввел термин «мораль»?
a) Гомер;
b) Тацит;
c) Цицерон.

15. К какой этике относится данный постулат – “Любовь к ближнему”?
a) античной;
b) конфуцианской;
c) христианской.

16. Что такое эвдемонизм?
a) долг;
b) красота;
c) счастье.

17. Кто ввел понятие «греха»?
a) Платон;
b) Аристотель;
c) Фома Аквинский.

18. Что подразумевается под деловой беседой?
a) использование лести;
b) использование литературного языка;
c) комплиментарное воздействие;
d) чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона

19. Что подразумевается под понятием «этикет»?
a) религиозное учение;
b) памятник древней этической мысли;
c) культура поведения.

20. Кто является автором концепции «свобода как познанная необходимость»?
a) Аристотель;
b) Гегель;
c) Кант;
d) Сартр.

21. Какие существуют виды барьеров общения?
a) межъязыковые;
b) мировоззренческие;
c) психологические;
d) соматические;
e) социальные;
f) технические;

22. По какому принципу не может вестись деловое общение?
a) доброжелательность;
b) порядочность;
c) тактичность;
d) уважительность;
e. эгоизм.

23. Что является основной христианской добродетелью?
a) вера;
b) любовь;
c) надежда;
d) сила;
e) смирение

24. Что не является способом регулирования межличностных отношений?
a) проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
b) регулирование межгрупповых отношений;
c) учет социально-психологических процессов и явлений в коллективах;
d) целенаправленное обучение персонала современным технологиям нравственного взаимоотношения

 

Критерии оценивания теста

 

«5» - правильно решено 24 вопроса;

«4» - правильно решено от 16 до 23 вопросов;

«3» - правильно решено от 8 до 15 вопросов;

«2» - правильно решено менее 8 вопросов.

 

Вопросы к экзамену

1.      Предмет и задачи этики.

2.      Мораль и другие сферы общественной жизни.

3.      Структура этического знания.

4.      Основные категории этики.

5.      Нравственность – объект исследования педагогической этики.

6.      Взгляд зарубежных ученых на изучение этических явлений.

7.      Основные этические учения.

8.      Духовная и практическая стороны морали.

9.      Российская этика о педагогической деятельности.

10.  Свойства педагогической морали.

11.  Нравственные убеждения личности педагога.

12.  Нравственное самовоспитание педагога.

13.  Педагогический авторитет, его составляющие.

14.  Различные теории идеального педагога.

15.  Особенности педагогического влияния на коллектив учащихся.

16.  Личность учителя и коллектив коллег.

17.  Гендерная роль, специфика ее проявления в этических отношениях.

18.  Мораль в процессе общения учителя и ученика.

19.  Организация нравственного опыта педагога.

20.  Понятие морали в группе и коллективе.

21.  Этика больших социальных групп.

22.  Морализирование, его недостатки.

23.  Феномен группового давления в этических отношениях личности.

24.  Понятие нравственного просвещения.

25.  Категории нравственного просвещения.

26.  Профессиональная компетентность личности педагога.

27.  Моральные чувства, их влияние на профессионализм педагога.

28.  Характеристика профессионального общения.

29.  Влияние моральных факторов на социализацию личности.

30.  Образ, качество и стиль жизни педагога как момент самосо­вершенствования.

31.  Нравственное самовоспитание педагога.

32.  Участие педагога в формировании общественной позиции.

33.  Понятие и составляющие нравственной культуры педагогической деятельности.

34.  Образование как составляющая морального облика педагога.

35.  Нравственный опыт. Ложь и правда.

36.  Нравственный опыт. Справедливость.

37.  Нравственные принципы общения.

38.  Семья как морально-этическая база деятельности педагога-психолога.

39.  Особенности морально-психологического климата социальных организаций.

40.  Культура как социальный институт.

41.  Психология этических категорий.

42.  Сущность и виды деформации этических отношений в педагогическом коллективе.

43.  Специфика этического подхода к понятию личности.

44.  Нравственное     воздействие педагога на учащегося.

45.  Методы диагностики педагогической этики.

46.  Программное обеспечение диагностики педагогической этики.

 

Критерии оценивания ответов студента

 

                  «Отлично» выставляется студенту, который демонстрирует  при ответе всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой. Свободно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной программой, а так же показывает усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

                 «Хорошо» выставляется студенту, который демонстрирует при ответе хорошее знание учебно-программного материала, успешно выполнил преду­смотренные задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Показывает систематический характер знаний по дисциплине и способен к их самостоятель­ному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профес­сиональной деятельности.

               «Удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющимся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

               «Неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определёнными предметными умениями.

 

7.      Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.1. Основная литература

 

1. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическая деонтология: современная интерпретация: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 167 с.

Режим доступа: https://urait.ru/book/pedagogicheskaya-deontologiya-sovremennaya-interpretaciya-444859

2. Собольников В.В. Этика и психология делового общения: учебное пособие для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 202 с.

Режим доступа: https://urait.ru/book/etika-i-psihologiya-delovogo-obscheniya-441434

 

7.2. Дополнительная литература

1. Капто А.С. Профессиональная этика. М: СКАГС. 2014.

2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. М: Экономическая литература, 2015.

3. Кульневич И.А. Педагогика личности: От концепций до технологий. Р/Д, 2016.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 2016.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2014.

6. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 304 с.

7. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2013.

 

7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.      Издательство «Юрайт». Режим доступа: https://urait.ru

2.      Обучение и воспитание детей с нарушением развития за рубежом и в России. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00118956_o.html

3.      Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом. Режим доступа: http://www/bibliofond.ru/view.qspx?id=9210

4.      Специальное образование детей с нарушениями развития. Режим доступа: http://yourlib.net/context/view/378/17

 

8. Материально-техническая обеспечение

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 303

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 303

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

 Учебная аудитория для самостоятельной работы 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.

 

 

9. Программное обеспечение

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66920993 от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия 66975477 от 03.06.2016