Дисциплина Б1.О.19 «Основы профессиональной деятельности дефектолога» относится к обязательной части ОП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия.

Для освоения данной дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Общая педагогика», «Психология», «Логопедия» и др.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Профессиональная этика», «Логопедические практикумы», «Логопедические технологии» и др., для прохождения производственной практики, подготовки бакалаврской ВКР.

 

1.      Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Компетенция

Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)

Универсальные компетенции

(УК)

 

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Знать:

- технологию самоорганизации в проектной деятельности;

- средства и способы саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

-  основы тайм-менеджмента в проекте;

Уметь:

- планировать перспективные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда;

- применять знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), для успешного

выполнения порученной работы;

- реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

Владеть:

- навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата.

- навыками использования предоставляемых возможностей для приобретения новых знаний и навыков.

ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 

Знать:

- требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (в части, касающейся детей с нарушением речи) к организации учебной и воспитательной деятельности;

- специфику применения форм, методов и средств учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи;

- особенности применения индивидуальных и групповых форм в воспитании и обучении детей с нарушением речи с учетом их образовательных потребностей.

Уметь:

- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с нарушением речи с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития;

- дифференцированно применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) в организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

Владеть:

- методами организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности с обучающимися с нарушением речи.

ОПК-7Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знать:

- основные закономерности семейных отношений,     позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- закономерности     формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских            и подростковых сообществ;

- основные     технологии    социально-педагогического взаимодействия;

- специфику семейного воспитания детей с нарушением речи, факторы, ослабляющие воспитательные возможности семьи.

Уметь:

- взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- отбирать   и   использовать адекватные методы, средства и технологии взаимодействия с родителями с учетом воспитательного потенциала семьи обучающегося с нарушением речи;

- планировать, отбирать методы и средства коммуникативного обеспечения коррекционно- образовательной работы с обучающимися с учетом возраста, глубины и структуры нарушения.

Владеть:

- методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития, в процессе наблюдения;

- методами взаимодействия и командной работы с другими специалистами в рамках психолого-медико педагогического консилиума;

- действиями планирования и анализа, отбора технологий взаимодействия с родителями обучающихся с учетом личностного потенциала родителей;

- действиями моделирования содержания, форм и технологий взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией);

- методами конструктивного межличностного общения с родителями обучающихся с нарушением речи;

- навыками межличностного общения с обучающимися с нарушением речи с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей;

- навыками планирования и анализа взаимодействия с родителями обучающихся.

 

3. Содержание дисциплины

Общая характеристика педагогической профессии. Педагогическая деятельность и её характеристики.

Профессионально-личностные качества современного учителя-логопеда. Профессионально-педагогическая компетентность.

Общая и профессиональная культура учителя-логопеда. Профессионально-личностное становление и развитие учителя-логопеда.

Самостоятельная работа студента как условие профессионального становления.

Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

 

 

 

 

 

4.Тематический план

Разделы и темы

Все-гоча-сов

Формы занятий

(в соответствии с учебным планом)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Лаборатор-ные занятия

Самостоя-тельная работа

1.

Общая характеристика педагогической профессии

10

2

4

-

-

4

2.

Педагогическая деятельность и её характеристика

10

2

4

-

-

4

3.

Профессионально-личностные качества современного учителя-логопеда

10

2

4

-

-

4

4.

Общая и профессиональная культура учителя-логопеда

10

2

4

-

-

4

5.

Профессионально-личностное становление и развитие учителя-логопеда

12

2

6

-

-

4

6.

Самостоятельная работа студента как условие профессионального становления

10

2

4

-

-

4

7.

Содержание педагогического мастерства пути его становления и реализации

10

2

4

-

-

4

8.

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

9

2

4

-

-

3

9.

Контроль

27

-

-

-

-

27

 

Итого:

108

16

34

-

-

58

 

5. Виды образовательной деятельности

             Занятия лекционного типа

Лекция 1. Общая характеристика педагогической профессии.

Возникновение и исторический генезис педагогической профессии. Особенности педагогической профессии: гуманитарный, коллективный и творческий характер. Перспективы развития педагогической профессии в новых социально-экономических информационных условиях.

Лекция 2. Педагогическая деятельность и её характеристика.

Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система. Уровни педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности.

Лекция 3. Профессионально-личностные качества современного учителя-логопеда.

Учитель как субъект педагогической деятельности. «Я-концепция» педагога. Профессионально-обусловленные  требования к личности учителя-логопеда. Профессионально значимые качества учителя-логопеда. Общие и педагогические способности. Модель профессиональной компетентности учителя-логопеда. Требования к теоретической готовности учителя-логопеда. Требования к практической готовности учителя-логопеда. Требования ФГОС ВОк личности и профессиональной компетентности учителя. Профессиограмма учителя-логопеда.

Лекция 4. Общая и профессиональная культура учителя-логопеда.

Сущность и структура общей культуры личности. Соотношение общей и профессиональной культуры учителя-логопеда. Основные компоненты педагогической культуры. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры. Педагогическое кредо учителя-логопеда.

Лекция 5. Профессионально-личностное становление и развитие учителя-логопеда.

Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание. Этапы профессионального становления учителя-логопеда. Профессиональное саморазвитие учителя. Карьера педагога. Понятие профессионального самовоспитания.

Лекция 6. Самостоятельная работа студента как условие профессионального становления.

Сущность самостоятельной работы в вузе. Виды самостоятельной работы студента и способы её организации. Специфика самостоятельной работы по логопедическим дисциплинам. Культура самостоятельной работы студента.

Лекция 7. Содержание педагогического мастерства, пути его становления и реализации.

Взаимосвязь педагогического мастерства и индивидуальных качеств личности педагога. Мастерство учителя как профессиональное управление педагогической деятельностью. Педагогическое мастерство как система. Пути формирования и реализации педагогического мастерства.

Лекция 8. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.

Понятие и структура педагогической техники. Роль педагогической техники в мастерстве учителя. Мастерство учителя в управлении собой, культура внешнего вида. Мимическая и пантомимическая выразительность учителя. Роль учителя как основа педагогического мастерства.

 

6. Критерии оценивания результатов освоения дисциплины (модуля)

 

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

6.1. Оценочные средства и критерии оценивания для текущей аттестации

Оценочные средства

(примеры)

 

Темы рефератов

 

1.      « Идеальный учитель: каков он?»

  1. «Ценностные характеристики педагогической деятельности»
  2. « Структура качеств личности учителя-логопеда»
  3. « Общая культура- условие профессионализма педагога»

5.      Свобода и ответственность в деятельности педагога.

6.      Педагог – профессия творческая?

7.      Консерватизм – добро или зло в педагогической профессии?

8.      Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.

9.      Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?

10.  Внутренний и внешний имидж педагога.

11.  Эмоциональный мир педагога.

12.  Нравственные аспекты оценки педагогического труда.

13.  Нравственные коллизии отношений в учительской.

 

 

 

 

Требования к написанию реферата

Реферат (от латинского «referre» – докладывать, сообщать) – небольшая письменная работа, посвященная определенной теме, обзору источников по какому-то направлению. Обычно целью реферата является – сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме.

Структурными элементами реферата являются:

1) титульный лист;

Титульный лист является первой страницей реферата, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

 наименование ВУЗа; наименование факультета; наименование кафедры; тема реферата;  фамилия и инициалы студента (слушателя); должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя реферата; место и дата составления реферата

2) оглавление;

Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы реферата.

3) введение;

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы. Во введении должны быть показаны актуальность темы, цели и задачи, которые будут рассматриваться в реферате, а также методы, которыми воспользовался студент для рассмотрения данной темы работы. 

4) основная часть;

Основную часть реферата следует делить на главы или разделы (не менее 2-х). Разделы основной части могут делиться на пункты и подразделы. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

5) заключение;

Должно содержать краткое обобщение и выводы по результатам выполненной работы

6) список использованных источников;

 Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. - 2003

7) приложения.

            В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

            В приложения могут быть включены:

1) материалы, дополняющие реферат;

2) таблицы вспомогательных цифровых данных;

3) иллюстрации вспомогательного характера;

4) другие документы.

Правила оформления реферата

            Реферат должен быть выполнен машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 шрифтом .

            Текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм.

          Объем реферата: не более 20 страниц.

            Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черными по всему реферату.

            Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

            Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют посередине листа в нижнем поле без точки в конце.

            Титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата. Номера страниц на титульном листе и в оглавлении не проставляют.

            Ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.- 2003.

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. -  5 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 5 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- владение понятийным аппаратом;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Выводы по изложенной информации с указанием практической значимости работы

Макс. – 5 баллов

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. -  5 баллов

- грамотность и культура изложения;
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

6. Приложения – фотографии, схемы, чертежи, карты, статистические данные, диаграммы)

Макс. – 5 баллов

- наличие материалов содержательно иллюстрирующих  и дополняющих текст реферата;

- приложения оформлены в соответствие с требованиями

 

Оценивание реферата

Реферат оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

Требования к презентациям

Подготовка презентации в MicrosoftPowerPoint

Компьютерная презентация – это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

·   Информативность – элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;

·   Копируемость– с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;

·   Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoftPowerPoint

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).

 

Критерии и показатели, используемые при оценивании презентации

Критерии

Показатели

1. Тема презентации

Макс. 3 балла

- соответствие темы презентации программе учебного предмета, раздела

 

2. Дидактические и методические цели и задачи презентации

Макс. 3 балла

- соответствие целей поставленной теме;

- достижение поставленных целей и задач

3. Выделение основных идей презентации

 Макс. 3 балла

- соответствие основных идей  целям и задачам;

-  актуальность основных идей;

- количество основных идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

4. Содержание

Макс. 3 балла

 - достоверность  информации;

- актуальность информации;

- четкость изложения информации;

- владение понятийным аппаратом по заданной теме;

- привлечение новейших работ по проблеме;

- язык подачи материала соответствует содержанию и понятен аудитории

5. Подбор информации для создания презентации

Макс. 3 балла

 

 - графические иллюстрации для презентации;

- статистика;

 - диаграммы и графики;

 - экспертные оценки;

 - ресурсы Интернет;

- примеры;

- сравнения;

- цитаты и т.д.

6. Подача материала презентации

Макс. 3 балла

 

 - хронология;

- приоритет;

- тематическая последовательность;

 - структура по принципу «проблема-решение»

7. Логика и переходы во время презентации

Макс. 3 балла

- от вступления к основной части;

 - от одной основной идеи (части) к другой;

- от одного слайда к другому

8. Заключение

Макс. 3 балла

 

- яркое высказывание - переход к заключению;

- повторение основных целей и задач выступления;

- выводы;

- подведение итогов;

- короткое и запоминающееся высказывание в конце

9. Дизайн презентации

 Макс. 3 балла

 - шрифт (читаемость);

- корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков);

- элементы анимации

10. Техническая часть

Макс. 3 балла

 - грамматика;

- стилистика;

- ошибки в правописании  и опечатки

Оценивание презентации

Презентация оценивается по  балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

25  и более  баллов – «отлично»;

19 – 24 баллов – «хорошо»;

15 – 18 баллов – «удовлетворительно;

менее  15 баллов – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

 

 

6.2. Оценочные средства и критерии оценивания для промежуточной аттестации

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

1. Процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды называется:

  1. Профессиональное развитие;
  2. Профессиональная адаптация;
  3. Социализация личности;
  4. Профессиональное самоопределение.

2.Деятельностное проявление профессионального менталитета называется:

  1. Профессиональной позицией;
  2. Профессиональным сознанием;
  3. Профессиональным мышлением;
  4. Профессиональным самоопределением.

3.Определите группу понятий, относящихся к мотивационной сфере профессионализма:

  1. Ценности, притязания, мышления;
  2. Мышление, цели, способности;
  3. Ценности, притязания, цели;
  4. Притязания, мышление, цели.

4.Та или иная сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука, называется:

  1. Предмет;
  2. Модель;
  3. Образ;
  4. Объект.

5.Совокупность относительно однородных приемов практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, называется:

  1. Программа;
  2. Метод;
  3. Операция;
  4. Проект.

6.Наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды называется:

  1. Антропология;
  2. Рефлексология;
  3. Этология;
  4. Генетика.

7.Дефектологическая служба в системе народного образования представлена:

  1. Практическими дефектологами;
  2. Преподавателями дефектологии;
  3. Работниками народного образования;
  4. Работниками общеобразовательных школ.

8.Подразделения дефектологической службы организуются:

  1. Во всех сферах народного хозяйства;
  2. В учреждениях социальной сферы;
  3. В организациях, обеспечивающих социальную защиту людей;
  4. В организациях и учреждениях, имеющих достаточное материальное обеспечение.

9.Главной целью деятельности дефектолога-практика является:

  1. Адаптация существующих методик к новым условиям их применения;
  2. Непосредственное воздействие на объект на основе учета выявленных закономерностей и известных норм;
  3. Выявление психологических закономерностей на основе проводимых исследований;
  4. Новое теоретическое объяснение сущности объекта и наблюдаемых явлений.

10.Высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий, называется:

  1. Психика;
  2. Самосознание;
  3. Душа;
  4. Сознание.

11.Каковы служебные обязанностидефектолога:

  1. Помощь педагогическому коллективу в поддержании дисциплины в школе, в административных вопросах;
  2. Создание благоприятного психологического климата в школе;
  3. Помощь педагогическому коллективу в обучении и воспитании школьников;
  4. Психодиагностическая работа с родителями, педагогами и школьниками..

12.Науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно скорое практическое использование получаемых знаний, носят название:

  1. Гуманитарные;
  2. Фундаментальные;
  3. Естественные;
  4. Философские.

13.«Личность», «индивидуальность» человека является предметом изучения:

  1. Фрейдизма;
  2. Бихевиоризма;
  3. Гештальтпсихологии;
  4. Гуманистической психологии.

14.Наиболее стандартизированным видом деятельности практического дефектолога является:

  1. Психологическое консультирование;
  2. Психолого-педагогическая диагностика;
  3. Психотерапия;
  4. Коррекция.

15.Во время античности и средневековья основным предметом дефектологии выступало понятие:

  1. Архетип;
  2. Сознание;
  3. Речь;
  4. Поведение.

16.Специализированные дефектологические ресурсы Интернет включают:

  1. Психологические новости;
  2. Электронные библиотеки;
  3. Тесты и методики;
  4. Все перечисленные ресурсы.

17.Соответственно особенностям двух основных научных объектов (природа и общество) выделяются (по Б.М. Кедрову) науки:

  1. Фундаментальные и прикладные;
  2. Естественные и социальные;
  3. Естественные и гуманитарные;
  4. Социальные и философские.

18.Категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека, носит название:

  1. Субъективность;
  2. Объективация;
  3. Самосознание;
  4. Душевность.

19.Характерным признаком «синдрома сгорания» является:

  1. Стремление к интенсивному общению;
  2. Склонность к рискованным действиям;
  3. Чрезмерная активность;
  4. Стремление ограничить круг контактов.

20.Краткое, стандартизированное испытание, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, называется:

  1. Анкетирование;
  2. Интервью;
  3. Тест;
  4. Контент-анализ.

21.Человек как субъект социальных отношений в психологии называется:

  1. Гражданин;
  2. Личность;
  3. Собеседник;
  4. Индивид.

22.Психология до своего выделения в самостоятельную науку долгое время развивалась в рамках:

  1. Политологии;
  2. Философии;
  3. Медицины;
  4. Социологии.

23.Отрасль психологии, предмет которой – психологическая помощь конкретным людям, называется:

  1. Практическая психология;
  2. Социальная психология;
  3. Психиатрия;
  4. Экспериментальная психология.

24.Укажите среди перечисленных пункт, не относящийся к общественным профессиональным объединениям психологии:

  1. Институт психологии РАН
  2. Международная академия акмеологических наук;
  3. Российское психологическое общество;
  4. Федерация психологического образования России.

25. Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод:

  1. Контент-анализ;
  2. Лонгитюдный;
  3. Эксперимент;
  4. Поперечных срезов.

26.Документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение, распределение их по семестрам, называется:

  1. Учебная программа;
  2. Тематический план;
  3. Квалификационные требования;
  4. Учебный план.

27.Способ и форма организации кооперативной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний, называется:

  1. Экспериментальное исследование;
  2. Научная школа;
  3. Научная лаборатория;
  4. Теоретическое направление.

28.Попытка целостного представления существенных связей и свойств определенных областей действительности находят свое выражение в:

  1. Теориях;
  2. Методах;
  3. Тезаурусах понятий;
  4. Методиках.

29.Форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта, - это:

  1. Реакция;
  2. Деятельность;
  3. Рефлекс;
  4. Поведение.

30.Причинная обусловленность, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов носит название:

  1. Нативизм;
  2. Детерминизм;
  3. Ассоцианизм;
  4. Рефлекс.

31.Выделение поведения в качестве основного предмета изучения характеризует:

  1. Структурализм;
  2. Фрейдизм;
  3. Гештальтпсихологию;
  4. Бихевиоризм.

32.В психологии сознания, изучающей внутренний мир самого исследователя, основным методом этого изучения был(а):

  1. Интроспекция;
  2. Контент-анализ;
  3. Эксперимент;
  4. Наблюдение.

33.Аспект объекта, изучаемый конкретной наукой и выражаемый посредством научных терминов, называется:

  1. Предмет;
  2. Научный факт;
  3. Закономерность;
  4. Явление;

34.Знания житейской психологии, в отличие от научной:

  1. Опираются на скрытые существенные свойства наблюдаемых явлений;
  2. Мало обобщены и ситуативны;
  3. Более упорядочены и универсальны;
  4. Отличаются своей обобщенностью.

35.Познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике, называется познанием:

  1. Научным;
  2. Объективным;
  3. Обыденным;
  4. Философским.

36.Определите группу методов, относящихся к эмпирическим:

  1. Анкетирование, эксперимент, тестирование;
  2. Анкетирование, эксперимент, тренинг;
  3. Эксперимент, тренинг, лонгитюдный метод;
  4. Тренинг, лонгитюдный метод, тестирование.

37.В наиболее общем понимании психология – это наука о (об):

  1. Особенностях человеческого познания окружающего мира;
  2. Закономерностях, особенностях развития и функционирования психики;
  3. Практике решения психологических проблем;
  4. Психологических механизмах общения.

38.Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов относятся к группе методов:

  1. Коррекция;
  2. Эмпирических;
  3. Организационных;
  4. Обработки данных.

39.Содержание житейской психологии находит свое воплощение прежде всего в:

  1. Научных текстах;
  2. Народных традициях, нормах поведения и общения;
  3. Системе организационного обучения;
  4. Результатах диссертационных исследований.

40.Изменение психологии как науки посредством дифференциации ее отраслей тесно связано с характеристиками объекта психологического исследования:

  1. Методологическими;
  2. Онтологическими;
  3. Теоретическими;
  4. Гносеологическими.

41.Основное исходное положение какой-то теории, науки, мировоззрения называется:

  1. Принцип;
  2. Факт;
  3. Метод;
  4. Методика.

42.К циклу общеобразовательных дисциплин относится:

  1. Юридическая психология;
  2. Возрастная психология;
  3. Психология делового общения;
  4. Психология менеджмента.

43.По каким критериям администрация учреждения прежде всего оценивает деятельность психолога:

  1. По тому, как его оценивает другие психологи;
  2. По оформлению документации и количеству выступлений наразного рода мероприятиях;
  3. По владению практическими навыками психологической работы с людьми;
  4. По отзывам со стороны сотрудников и клиентов.

44.Наука, изучающая различные варианты патологии психического развития, носит название:

  1. Сравнительная психология;
  2. Специальная психология;
  3. Невропатология;
  4. Медицина.

45.Особенности психики людей различных народов и культур изучает:

  1. Политическая психология;
  2. Сравнительная психология;
  3. Социальная психология;
  4. Этнопсихология.

46.Исследования представителей гештальтпсихологии проводились в области:

  1. Эмоций;
  2. Восприятия и мышления;
  3. Памяти;
  4. Ощущения.

47.Общее обозначение различных школ и учений, объясняющих через бессознательное детерминацию и специфику психических явлений, носит название:

  1. Фрейдизм;
  2. Индивидуальная психология;
  3. Ассоцианизм;
  4. Аналитическая психология.

48.Явления действительности, представленные в свете имеющихся научных взглядов и являющиеся результатом исследовательской деятельности, носят название:

  1. Понятия;
  2. Принципы;
  3. Факты;
  4. Критерии.

49.Процесс усвоения общественного опыта в ходе совместной деятельности через «перенесение внутрь» внешних действий и реализуемых ими социальных отношений, носит название:

  1. Экстериоризация;
  2. Ассимиляция;
  3. Интериоризация;
  4. Обучение.

50.Документ, разрабатываемый по каждой дисциплине учебного плана и определяющий научное содержание, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, называется:

  1. Учебная программа;
  2. Государственный образовательный стандарт;
  3. Тематический план;
  4. Учебный план.

51.Наиболее высокий квалификационный уровень среди высших учебных заведений имеет:

а) академия;

б) институт;

в) техникум;

г) университет.

52.Академическая или теоретическая психология занимается такими проблемами как:

а) открытие новых рабочих мест для дефектологов;

б) получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики;

в) применение знаний о законах развития психики в работе с людьми;

г) апробация новых методов работы с людьми.

53.Дефектология занимается такими проблемами как:

а) выпуск периодических изданий для психологов;

б) получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики;

в) применение знаний о законах развития психики на практике;

г) экспериментальное изучение психологических проблем.

54. Основные исследовательские методы дефектологической науки не включают в себя:

а) эксперимент;

б) наблюдение;

в) опросные методы;

г) консультирование.

55.Какой отдел не входит в состав Центра психологической помощи:

а) медико-психолого-педагогические комиссии;

б) отдел воспитательной работы;

в) отдел индивидуальной психологической помощи;

г) телефон доверия.

56.Каковы функции дефектолога в системе здравоохранения:

а) лечение психических больных;

б) лечение больных с нервными заболеваниями;

в) психологическая помощь медикам и больным

г) содействие медицинскому персоналу в лечении больных

57.Кто официально оценивает деятельность дефектолога:

а) сам психолог;

б) коллеги-психологи;

в) психолог-методист;

г) администрация учреждения.

58.К профессионально значимым свойствам личности дефектолога не относятся:

а) коммуникативные свойства личности;

б) адекватная Я -концепция;

в) широкий общекультурный кругозор;

г) профессиональное сознание

59.Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодеки деятельности дефектолога разных стран:

а) нормы отношений психолога с клиентами;

б) нормы профессиональной нагрузки психолога;

в) требования к уровню образования психолога;

г) формы обязательной документации в работе психолога.

60.Конфиденциальность как норма отношений дефектолога с клиентами означает:

а) уважение достоинства клиента;

б) возможность передачи информации только по требованию заказчика;

в) корректность в оценке поведения клиента;

г) неразглашение информации о клиенте.

 

Критерии оценивания теста

 

«5» - правильно решено 60 вопросов;

«4» - правильно решено от 40 до 59 вопросов;

«3» - правильно решено от 29 до 39 вопросов;

«2» - правильно решено менее 29 вопросов.

Вопросы к экзамену

 

1.                  Возникновение и исторический генезис педагогической профессии.

2.                  Особенности педагогической профессии: гуманитарный, коллективный и творческий характер.

3.                  Перспективы развития педагогической профессии в новых социально-экономических информационных условиях.

4.                  Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

5.                  Структура педагогической деятельности.

6.                  Педагогическая деятельность как система.

7.                  Уровни педагогической деятельности.

8.                  Функции педагогической деятельности.

9.                  Учитель как субъект педагогической деятельности.

10.              « Я- концепция» педагога.

11.              Профессионально-обусловленные  требования к личности учителя-логопеда.

12.              Профессионально значимые качества учителя-логопеда.

13.              Общие и педагогические способности.

14.              Модель профессиональной компетентности учителя-логопеда.

15.              Требования к теоретической готовности учителя-логопеда.

16.               Требования к практической готовности учителя-логопеда.

17.              Требования ФГОС ВОк личности и профессиональной компетентности учителя.

18.              Профессиограмма учителя-логопеда.

19.              Сущность и структура общей культуры личности.

20.              Соотношение общей и профессиональной культуры учителя-логопеда.

21.              Основные компоненты педагогической культуры.

22.              Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры. Педагогическое кредо учителя-логопеда.

23.              Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

24.              Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание.

25.              Этапы профессионального становления учителя-логопеда.

26.              Профессиональное саморазвитие учителя.

27.              Карьера педагога.

28.              Понятие профессионального самовоспитания.

29.              Сущность самостоятельной работы в вузе.

30.              Виды самостоятельной работы студента и способы её организации.

31.              Специфика самостоятельной работы по логопедическим дисциплинам.

32.              Культура самостоятельной работы студента.

33.              Взаимосвязь педагогического мастерства и индивидуальных качеств личности педагога.

34.              Мастерство учителя как профессиональное управление педагогической деятельностью.

35.              Педагогическое мастерство как система.

36.              Пути формирования и реализации педагогического мастерства.

37.              Понятие и структура педагогической техники.

38.              Роль педагогической техники в мастерстве учителя.

39.              Мастерство учителя в управлении собой, культура внешнего вида.

40.              Мимическая и пантомимическая выразительность учителя.

41.              Роль учителя как основа педагогического мастерства.

 

7.  Перечень основной и дополнительной учебной литературы

7.1. Основная литература

 

1.                  Кашапов М.М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 183 с. 

Режим доступа: https://urait.ru/book/professionalnoe-stanovlenie-pedagoga-psihologo-akmeologicheskie-osnovy-439040

2. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 222 с.

Режим доступа: https://urait.ru/book/vvedenie-v-professionalno-pedagogicheskuyu-specialnost-434384

 

7.2. Дополнительная литература

 

1. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность.М.: Директ-Медиа, 2013. 112с.

2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. М.: ИКЦ «МарТ», 2015. 256с.

3. Мардахаев Л.В. Специальная педагогика. М.: Юрайт, 2011. 341с.

4. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 304 с.:

5. Роботова А.С. и др. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2012. 208с.

 

7.3.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

1. Издательство «Юрайт» Режим доступа:https://urait.ru

2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации  [Электронный ресурс]. Учебное пособие. М.: Московский педагогический университет. Международная педагогическая академия 2001. http:/nkozlov/ru/library/psychoiogy/d3569

3.. Блинов В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. Казань: ТГГПУ, 2009.  222с. Режим доступа:http://doeviewer.yandex.ru/r.xml?sk=y3155fdf9b4077a915b46926eb0ebad85&url=hup%3A%2F%2Fkpfu.ru%2Fdoes%2FF861610552%2FBlinova.V.L._.Blinova.Ju.L..Psihologicheskie.osnovy.samopoznaniya.pdf.

 

  1. Материально-техническое обеспечение

 

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 306

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд. 306

Переносное мультимедийное оборудование: проектор BenQ

 (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.), колонки Genius – 1 комп.

Экран переносной напольный

(1 шт.).

 

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций,  текущего контроля и промежуточной аттестации 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4, уч. корпус №3, ауд.313 Лаборатория логопедических технологий

Доска настенная магнитная одноэлементная – 1 шт.

Настенное зеркало  -5 шт.

Жалюзи на зеркало – 5 шт.

Светильник для подсветки логопедического зеркала – 1шт.

Логопедический уголок – 1шт.

Настенный проекционный экран -1 шт.

Цветной телевизор Elenberg – 1шт.

DVD-плеер LG – 1шт.

Кушетка для массажа складная – 1шт.

Компьютерный стол- 1шт.

Системный блок

Мультимедиапроектор-1шт.

Потолочный кронштейн для проектора – 1шт.

Монитор Samsung – 1шт.

Колонки Genius- 1комп.

 

Учебная аудитория для самостоятельной работы214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.2Б, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет,  (читальный зал) библиотека СмолГУ

Компьютерное оборудование  (компьютер, монитор) - 12 шт.

 

2.      Программноеобеспечение

 

Microsoft Open License (WindowsXP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия66920993от 24.05.2016

Microsoft Open License (Windows XP, 7, 8, 10, Server, Office 2003-2016), лицензия66975477 от 03.06.2016